Статьи

Статьи: Из жизни православной гимназии

Из жизни православной гимназии

О жизни одного педагогического коллектива, проблемах православного образования и о том, чего ни в коем случае нельзя делать родителям рассказывает священник Александр Лаврухин, директор Свято-Димитриевской православной школы, духовником которой является владыка Пантелеимон (Шатов) (печатается в сокращении).

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Почему у нас в школе работают только церковные люди? Потому что концепция, сам смысл существования нашей школы заключается в том, чтобы дети через общение с воцерковленными людьми обретали опыт веры. Контактируя с теми, кто живет церковной жизнью, общаясь, попадая с вместе ними в разные жизненные ситуации, они могут увидеть радость и полноту жизни с Богом.

Если какой-то предмет преподает священник и преподает его хорошо, то он еще и своим мировоззрением, своим отношением к каким-то событиям, происходящим в школе, и вокруг нее, будет иметь влияние на детей. А ведь любое яркое событие вызывает у детей отклик, – и им важно услышать мнение взрослого о том, что произошло.

– Сейчас много говорят о проблеме расцерковления детей.

– Конечно, и мы с ней сталкиваемся. Не могу сказать, что речь идет о потере веры. Скорее, дети в какой-то момент могут просто перестать жить церковной жизнью.

У нас в школе нет жестких внешних рамок в отношении церковной жизни. Мы не устраиваем обязательной исповеди для детей… Мы ни в какой степени не формализуем духовную жизнь. Единственное, чего мы требуем – наличие у ребенка духовника.

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

– Приходилось слышать, что наши дети уходят из Церкви потому, что нас, их родителей, самих никто не воцерковлял в детстве, – мы неофиты и не знаем, как правильно как это делать.

– Я думаю, что если ребенка в детстве перекормили какой-то такой внешней религиозностью, то у него в какой-то момент возникает отторжение. Это очень тонкий момент.

Самое главное, чтобы ребенок почувствовал радость жизни с Богом. В первую очередь это должно идти от семьи. Но и от школы тоже.

Мы считаем, что самое опасное – воспитать в детях привыкание к святыне. И поэтому у нас в школе Закон Божий – это не образовательная дисциплина, не просто предмет, не некий учебный материал, который нужно преподать и освоить, а общение со священником на волнующую тему. Волнующую и священника, и ученика.

Очень опасно делать формальными занятия по Закону Божьему. В каком-то хорошем смысле наши дети недокормлены этим.

– Вам, наверное, не только детей приходится воспитывать, но и родителей.

– Приходится. Конечно, часто главная проблема – это родители. Это действительно самое сложное. Здесь очень важно, чтобы представления о том, что хорошо, а что плохо, были бы одними и теми же и в семье, и в школе. Очень важно, чтобы было единство школы и семьи.

Главное, что дети должны видеть в семье – это любовь. Любовь не означает попустительство, – «иди, деточка, делай что хочешь». Просто дети должны быть всегда уверены, что их любят.

Что какие бы ты ни совершал ошибки, родительскую любовь ты не потеряешь. Твои действия могут не одобряться, могут огорчать и расстраивать, быть причиной тяжелейших родительских переживаний… Но никакие твои действия не могут лишить тебя родительской любви.

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Естественно, что дети, вырастая, начинают воспринимать себя как самостоятельные личности и переосмысливают все. В том числе и опыт религиозной жизни. И обретают веру заново.

Вырастая, они заново проходят этот путь воцерковления – и, становясь другими, уже как взрослые, внутренне свободные личности, они выстраивают свои отношения с Богом.

И помочь им в этом становлении взаимоотношений с Богом может только любовь. И умение жить христианской жизнью радостно и полно.

Главное, чтобы дети, глядя на своих родителей, видели, что христианская жизнь – это не система запретов, тоски, бесконечных ограничений и сетований на то, что вокруг сплошные искушения, а радость жизни с Богом.

Если они видят, как родители любят богослужения и ходят в церковь не потому, что «так положено», а потому, что любят, знают и чувствуют богослужение, тогда и дети начнут также воспринимать христианскую жизнь. И видя пример своих родителей, их христианского подвига, стремления быть со Христом, дети, конечно, с большей легкостью пройдут этот искус. А если они этого не видят, им будет гораздо труднее.

Тут смысл в том, чтобы родители жили – именно жили – христианской жизнью. Не формально. А дети прекрасно чувствуют, делаем ли что-то потому, что «так положено», или потому, что это выражение нашего опытного состояния и потребности.

Еще духовно опытные люди говорят, что чрезвычайно важно для воспитания детей видеть настоящую христианскую любовь между родителями. Эта взаимная любовь должна согревать всех членов семьи.

Поэтому, чтобы воспитать детей в вере, нужно самим жить полной христианской жизнью, христианским подвигом. Тогда вероятность того, что дети сохранят веру, гораздо больше.

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

...Хотя и тут нет никаких гарантий – и у святых родителей могут вырасти дети, которые не захотят жить с Богом. Но если за детей молиться, может быть, они, даже став разбойниками, в конце концов покаются на кресте.

– В православных школах виден большой контраст с районной обычной школой. Разница хотя бы в том, что не может быть и речи о том, в православной гимназии дети, например, курят.

– Насчет «речи быть не может» – это вы идеализируете. Скажем так: наркотиков у нас точно не было ни разу (смеется). Но дети есть дети, и растут они все равно не в изоляции, а в некой общей среде, так что была у нас пара случаев и с курением, – курящих мы выгоняем. Сперва пожурим, конечно. Но идеализировать не надо, еще раз повторю, дети есть дети.

– Я это уже поняла. Постояла в коридоре, посмотрела, – носятся на перемене самые обычные дети.

– Можно сделать так, что они будут, как мыши. Но только в этом нет никакого смысла.

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Я, конечно, за то, чтобы дети учились в православной школе. Но только в той православной школе, где нет перекоса в сторону формальных норм церковной жизни в ущерб ее духу, которая не ставит своей главной задачей сделать из своих учеников догматиков, специалистов по литургике, церковной истории…

Потому что самое страшное, что может быть, – это если дети, выйдя из стен православной школы, будут воспринимать церковную жизнь, как нечто, что они уже «прошли». Об этом все время говорит владыка. Прошли, выучили и сдали.

Пускай они чего-то не знают. Пускай они будут чувствовать свое незнание, – это гораздо полезнее для души, чем чувствовать себя «человеком, получившим православное образование».

Когда эта тема поднимается, владыка всегда приводит такой пример, – когда-то, много лет назад, он разговорился в Греции с молодыми людьми студенческого возраста. «Ну как, Евангелие читаете?», – спросил их он. «Да нет, мы его в школе проходили». Это самое страшное, что может быть.

Ольга Токарева
священник Александр Лаврухин

Обращаем внимание на основополагающие моменты жизни православных школ, которые мы хотим показать цитатами из этого интервью. Советуем тем, кто занимается православным образованием, обратить внимание на трезвый адекватный подход в этом очень сложном и нужном деле.

Рекомендации отца Виктора:

  1. Смысл существования нашей школы заключается в том, чтобы дети через общение с воцерковленными людьми обретали опыт веры.
  2. В школе нет жестких внешних рамок в отношении церковной жизни. Мы не устраиваем обязательной исповеди для детей… Мы ни в какой степени не формализуем духовную жизнь.
  3. Если ребенка в детстве перекормили какой-то такой внешней религиозностью, то у него в какой-то момент возникает отторжение.
  4. Самое опасное – воспитать в детях привыкание к святыне.
  5. Очень опасно делать формальными занятия по Закону Божьему.
  6. Очень важно, чтобы было единство школы и семьи.
  7. Главное, чтобы дети, глядя на своих родителей, видели, что христианская жизнь – это не система запретов, тоски, бесконечных ограничений и сетований на то, что вокруг сплошные искушения, а радость жизни с Богом.
  8. Чрезвычайно важно для воспитания детей видеть настоящую христианскую любовь между родителями.
  9. Если за детей молиться, может быть, они, даже став разбойниками, в конце концов покаются на кресте.
  10. Самое страшное, что может быть, – это если дети, выйдя из стен православной школы, будут воспринимать церковную жизнь, как нечто, что они уже «прошли».
← Назад