Статьи

Статьи: Позволительно ли православным молиться в еретическом храме?

Позволительно ли православным молиться в еретическом храме?

Позволительно ли православным молиться в еретическом храме?

На данный вопрос отвечает 65-е правило святых апостолов: «Аще кто из клира, или мiрянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися, да будет и от чина священнаго извержен, и отлучен от общения Церковнаго».

Исключение могут составлять принадлежащие инославным храмы, если в них находятся общехристианские святыни, и православный идет поклониться именно этим святыням и помолиться перед ними, а не перед мнимой святостью еретичества. Такое особенно можно наблюдать на Святой Земле. Во всяком случае, ни участвовать в еретическом служении, ни принимать «благословения» еретических служителей недопустимо. Об этом говорит 32-е правило поместного Лаодикийского собора: «Не подобает от еретиков приимати благословения, которыя суть суесловия паче, нежели благословения».

Следует найти православный храм, куда и приезжать по мере возможности, но не реже раза в год, для общей молитвы, а наипаче для участия в спасительных Таинствах святой Церкви. Обыкновенно же следует молиться дома, иметь у себя святую воду, которую принимать для освящения души и тела и которой периодически окроплять свое жилище.

Святые отцы о еретиках

Если кто-то сомневается в том, что последователи Папской церкви – еретики, таковым полезно будет напомнить слова святых отцов. Еще в IX веке свт. Фотий, Патриарх Цареградский, назвал папское учение об исхождении Святого Духа от Бога Сына богохульством («Окружное послание» 866 г.).

Святитель Игнатий Брянчанинов наставлял: «Папизм – так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христа и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех - отречение от Христа, нежели отречение от папы. Папа есть идол папистов, он - божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов, они преданы самим себе и сатане – изобретателю и отцу всех ересей…».

Праведный Иоанн Кронштадтский записал в своем дневнике: «Натворили папы в своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и в вере, и в жизни. Это вполне еретическая церковь».

Если кто-то станет возражать, будто это лишь частные мнения, пусть и святых, людей, приведем и вполне официальное высказывание из Окружного послания Восточных Патриархов 1848 года: «Из всех ересей, распространившихся, какими Бог весть судьбами, в большей части вселенной, был некогда арианизм, а теперь – папизм».

Соблюдение известной дистанции к чуждой вере не должно негативно отражаться на людях, эту веру исповедающих. Во-первых, это их традиция, которой они придерживаются далеко не из худших побуждений. Во-вторых, православный должен любить даже явных врагов своей веры, тем более людей, не выказывающих к Православию враждебности.

Иерей Сергий Карамышев

← Назад