Церковнославянский словарь онлайн

Аскетизм

Значение слова (словосочетания) аскетизм. Что такое аскетизм. Что значит аскетизм

Аскетизм – устремление человеческой воли посредством подвигов к стяжанию Божественной благодати, спасающей, исцеляющей, преображающей и обновляющей человеческое естество, подвергшееся грехопадению. Аскетизм есть напряженное усилие человека в стяжании благодати Святого Духа как залога спасения и Царства Небесного.

Наука о христианском подвижничестве именуется аскетикой.

В христианство слово аскетизм и его формы «аскеза», «аскет» пришло из античной культуры. Слово аскетика восходит к глаголу аскео (греч. ασκεο), который в античной культуре обозначал искусное и старательное обрабатывание грубого материала, украшение или обустройство жилища или упражнение, развивающее телесные и душевные силы. Христианство сохранило для себя это слово в значении напряжения, труда, усилия и упражнения. Вместе с этим оно добавило к этому слову новый смысл, которого не знал языческий мир. Христианский аскетизм стал усилием по приобретению неизвестных языческому миру добродетелей, выраженных в заповедях любви к Богу и ближнему. Христианский аскетизм стал означать особое волевое действие. Это волевое действие человека, поддерживаемое действием Бога, Который желает внутреннего преображения и изменения человека, помогает ему Своей благодатью на пути исполнения заповедей. Именно в синергизме (сотрудничестве, согласовании) двух воль, Божественной и человеческой, заключается основополагающий принцип христианского аскетизма.

По учению святых отцов, аскетические усилия (подвиги) сами по себе еще не ведут к совершенству. Выделяя телесные и душевные подвиги (телесное и душевное или умное делание), святые отцы утверждают их необходимость для подтверждения ревности и желания человека в деле спасения, но в то же время указывают, что все аскетические усилия не имеют самоценности. Спасти, преобразить, исцелить и обновить человеческое естество может только Божественная благодать. Только через ее осеняющие действие человеческие подвиги приобретают смысл.

Св. Феофан Затворник подчеркивает, что все человеческие подвиги – пост, труд, бдение, уединение, удаление от мира, хранение чувств, чтение Священного Писания и др. сами по себе останутся лишь упражнениями, если через них не пройдет Божественная благодать. «Вступая в подвиг, не на нем останавливай свое внимание и сердце, – учит св. Феофан Затворник, – но минуй его как нечто стороннее, – разверзай себя для благодати, как готовый сосуд, полным Богу преданием». Присутствие благодати в человеческой душе знаменует себя соуслаждением всему духовному, любовью к Богу и ближнему, обилием духовных сил для исполнения евангельских заповедей. Стяжание благодати есть живое Богообщение. Оно есть вселение Бога в человека – «последняя цель искания человеческого духа» (св. Иоанн Лествичник).

← Назад

АКТУАЛЬНОЕ

в галереях:

Тайна Боговоплощения. Проповедь на Рождество Христово. 07.01.2018 г.

Паломническая поездка в Почаевскую лавру. 30.12.2017 - 03.01.2018 г.

"Разумейте языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог". 07.01.2017 г.

Почему люди приходят в церковь. Проповедь. 07.01.2016 г.

Царь Неба и Земли - и ясли для скота?! Проповедь. 07.01.2015 г.

Иоанн Креститель: покайтесь и исправьтесь. Проповедь. 20.01.2014 г.

Проповедь. Славим Христа или Деда Мороза с лошадью? 7.01.2014 г.

Проповедь. Не святые святки. 20.01.2013 г.

Проповедь. Заветы старца Серафима. 16.01.2013 г.

Проповедь. С Рождеством Христовым! 7.01.2013 г.

Проповедь. Может ли налоговый инспектор стать святым? 29.01.2012 г.

Проповедь. Кто спонсирует дракона? 22.01.2012 г.

Проповедь в праздник Обрезание Господне. 14.01.2012 г.

Проповедь об избиении вифлиемских младенцев. 8.01.2012 г.

Проповедь, Рождество. 2012 г.

в вопросах и ответах:

о причащении в Обрезание Господне

Причастие в рождественские святки

Подготовка к причастию

суеверия ли...

Рождество Христово и Пасха