Церковнославянский словарь онлайн

Грех

Значение слова (словосочетания) грех. Что такое грех. Что значит грех

Грех – извращение человеческого естества вследствие отпадения от Бога, впадение человека в противоестественное (нижеестественное) состояние, беззаконие как нарушение нормы (закона, порядка) человеческого бытия, определенного Богом. «Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно)» (св. Иоанн Дамаскин). Грех есть уклонение от цели назначенной человеку по природе (блаж. Феофилакт Болгарский).

Слово грех – перевод греческого слова αμαρτια, которое буквально означает промах или непопадание в цель. Грех и есть несоответствие человека цели своего существования, неправильное осуществление человеческой природы или противоестественная (противоприродная) деятельность.

Сотворенному по образу и подобию Божьему человеку, наделенному разумной душой, естественно искать Цели, Причины и Источника своего существования – искать Богопознания и Богообщения, стремиться к соединению с Богом. Только обретя единение с высшим Божественным бытием – вечным, неограниченным, безусловным и всеблаженным человек получает высшее наслаждение и блаженство. Человеку неестественно устремляться к чему-либо тварному, низшему и чувственному как к вечному Богу, противоестественно ставить на место вечного, неизменного, бесконечного, неограниченного Божественного бытия ограниченное, тварное, преходящее.

В тоже время человек наделен Богом свободной волей, поэтому он может стремиться к единению с Богом добровольно, а может и предпочесть жизни в Боге жизнь без Бога. В последнем случае он эгоистически замыкается в своем собственном естестве, самолюбиво обособляется от Бога, что и есть грех. По слову св. Феофана Затворника, человек согрешил тем, что перенес центр своей жизни и деятельности с Бога на самого себя. По слову св. Симеона Нового Богослова, впадая в грех человек умер для Бога и стал жить своим естеством. Отказавшись от единения с Богом, человек ставит на место своего нетварного Создателя тленное и преходящее, обожествляет тварь вместо Творца. Бессмертная душа человека, созданная для того, чтобы созерцать Бога и озаряться Им вместо Бога взыскует тленного. Тем самым она развивает в себе противоестественные пристрастия к преходящему тварному миру, которые вносят разлад в человеческое существование, ибо никогда не могут быть удовлетворены. Так грех проявляет себя как беззаконие, как нарушение нормы человеческого бытия, как извращение естественного порядка человеческой жизни.

Впадение в грех именуется грехопадением. Первыми грехопадению подверглись прародители человечества. Человек живущий по закону греха именуется ветхим человеком. Закрепленные в человеке греховные навыки называются страстями.

← Назад

АКТУАЛЬНОЕ

в галереях:

Тайна Боговоплощения. Проповедь на Рождество Христово. 07.01.2018 г.

Паломническая поездка в Почаевскую лавру. 30.12.2017 - 03.01.2018 г.

"Разумейте языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог". 07.01.2017 г.

Почему люди приходят в церковь. Проповедь. 07.01.2016 г.

Царь Неба и Земли - и ясли для скота?! Проповедь. 07.01.2015 г.

Иоанн Креститель: покайтесь и исправьтесь. Проповедь. 20.01.2014 г.

Проповедь. Славим Христа или Деда Мороза с лошадью? 7.01.2014 г.

Проповедь. Не святые святки. 20.01.2013 г.

Проповедь. Заветы старца Серафима. 16.01.2013 г.

Проповедь. С Рождеством Христовым! 7.01.2013 г.

Проповедь. Может ли налоговый инспектор стать святым? 29.01.2012 г.

Проповедь. Кто спонсирует дракона? 22.01.2012 г.

Проповедь в праздник Обрезание Господне. 14.01.2012 г.

Проповедь об избиении вифлиемских младенцев. 8.01.2012 г.

Проповедь, Рождество. 2012 г.

в вопросах и ответах:

о причащении в Обрезание Господне

Причастие в рождественские святки

Подготовка к причастию

суеверия ли...

Рождество Христово и Пасха