Церковнославянский словарь онлайн

Ипостась

Значение слова (словосочетания) ипостась. Что такое ипостась. Что значит ипостась

Ипостась – понятие православного богословия, принятое для выражения способа бытия Божественной природы (сущности), равнозначно понятию «Лицо».

Понятие «ипостась» в обиходном языке означало просто существование. Попадая в философию, оно стало принимать значение индивидуального бытия.
Смысл этого понятия был преобразован православным богословием Великих Каппадокийцев: св. Василия Великого, св. Григория Богослова и св. Григория Нисского. Прежде всего, Великие Каппадокийцы последовательно разграничили смысл понятий «сущность» (природа, естество) и «ипостась». Следуя их пониманию, различие между сущностью и ипостасью есть различие между общим и особенным (частным). «Во Св. Троице иное есть общее, а иное особенное: общее приписывается существу, а ипостась означает особенность каждого Лица», – учит св. Василий Великий. «Первое, – говорит также св. Григорий Богослов, – означает природу Божества, а последнее – личные свойства Трех». Св. Григорий Нисский разъяснял, что три Ипостаси относятся к отличному в Боге, а Бог есть имя единой и неразличимой сущности. Отождествив Лицо и Ипостась, Великие Каппадокийцы ввели новое понятие – «личность», которого не знал языческий мир. Следуя их мысли, личность не является частью сущности или природы, не сводится к природному бытию, не мыслится в природных категориях. Божественные Лица, по словам ученика Великих Каппадокийцев свт. Амфилохия Иконийского, есть способ бытия Божественной природы. Это значит, что единый Бог христианства не является безличной сущностью философских спекуляций, не есть абстракция, лишенная живого личного отношения к человеку. Он имеет конкретное Личное (Ипостасное) существование, Его природа существует лично, она – живое личное бытие. При этом личное существование создавшего мир Бога превышает человеческий разум. Человеческий разум тварен, а создавший его Бог бесконечно превосходит тварное естество, раскрываясь человеку в непостижимом единстве нераздельных Божественных Лиц Троицы, Которая есть Начало всего, Творец мира. Ипостасью Богочеловека Иисуса Христа в Православии признается Ипостась Сына Божия, Нетварного Божественного Логоса. К Ипостаси Иисуса Христа прилагается наименование единой и сложной.

← Назад

АКТУАЛЬНОЕ

в галереях:

Тайна Боговоплощения. Проповедь на Рождество Христово. 07.01.2018 г.

Паломническая поездка в Почаевскую лавру. 30.12.2017 - 03.01.2018 г.

"Разумейте языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог". 07.01.2017 г.

Почему люди приходят в церковь. Проповедь. 07.01.2016 г.

Царь Неба и Земли - и ясли для скота?! Проповедь. 07.01.2015 г.

Иоанн Креститель: покайтесь и исправьтесь. Проповедь. 20.01.2014 г.

Проповедь. Славим Христа или Деда Мороза с лошадью? 7.01.2014 г.

Проповедь. Не святые святки. 20.01.2013 г.

Проповедь. Заветы старца Серафима. 16.01.2013 г.

Проповедь. С Рождеством Христовым! 7.01.2013 г.

Проповедь. Может ли налоговый инспектор стать святым? 29.01.2012 г.

Проповедь. Кто спонсирует дракона? 22.01.2012 г.

Проповедь в праздник Обрезание Господне. 14.01.2012 г.

Проповедь об избиении вифлиемских младенцев. 8.01.2012 г.

Проповедь, Рождество. 2012 г.

в вопросах и ответах:

о причащении в Обрезание Господне

Причастие в рождественские святки

Подготовка к причастию

суеверия ли...

Рождество Христово и Пасха