Вопрос-ответ

Читая ответы, помните, что это лишь советы, которые не являются истиной в последней инстанции.

Вопрос – ответ. Задать вопрос священнику. Отвечает протоиерей Виктор

Вопрос священнику: Об иерархии и уровне образования

Антон, дата ответа: 20.05.2011

Добрый день! Вопрос мой не слишком принципиален и несколько необычен. Мы привыкли,что специалисты бывают со средним специальным образованием (техникум) и с высшим (институт). Например, врач и фельдшер. Я считал,что так же и в религии: семинария - среднее специальное образование, академия - высшее. Но,оказывается,имея среднее образование (семинария) можно быть протоиереем (возможно, и архимандритом и епископом?) и даже преподавать, как ,например, о. Виктор. Далее. Диакон о.Владимир,имея высшее духовное образование (академия) и даже степень кандидата богословия, служит диаконом, а не священником. Типа, врач, кандидат мед. наук, работает медсестрой. Я чувствую, что где-то не совсем прав, но в чём именно? Заранее благодарен за разъяснения.

Отвечает протоиерей Виктор Гузенко

В истории церкви было и есть очень много людей, которые заканчивали духовные академии и имели различные богословские степени и при этом оставались мирянами. Например, педагоги в духовных академиях (профессор Осипов). А известный протодиакон Андрей Кураев закончил МГУ, Московскую духовную академию, Московский богословский институт, является профессором и при этом имеет сан диакона. А патриарх Пимен, имея высший сан в церкви – патриарха, вообще не учился в семинарии. Просто в церкви получают образование не для того чтобы строить карьеру, а чтобы быть богословски грамотным человеком. К тому же, что такое заочная форма обучения? Человек дома читает книги, едет сдает экзамен и получает диплом. А что мешает человеку, даже формально не числясь ни в семинарии, ни в академии, читать те же книжки и приобретать знания? Экзаменом для них является сама жизнь, а диплома у них нет. В советские времена в Союзе было лишь три духовных семинарии, которые в год давали максимум 300 выпускников. Причем далеко не все эти выпускники получали сан – многие оставались мирянами. Разве такое малое количество дипломированных священников могло удовлетворить потребности всей Русской Православной Церкви? Поэтому на местах в епархиях в священный сан рукополагали достойных юношей, которые в процессе службы через книги, через перенятие опыта у старших священников проходили свои "семинарии" у себя на приходе.
← Назад