Статьи: Святое Писание и его акушерско-гинекологические аспекты
М. В. МАЙОРОВ,
врач акушер-гинеколог высшей категории,
член Национального Союза журналистов Украины
Опубликовано в газете «Новости медицины и фармации»,
2004, № 12 (152). С. 20
«Ум и руки врачующих нас благослови»
Молитва пред иконой Божией Матери «Всецарица»
Не подлежит сомнению тот факт, что для успешного лечения практически всех болезней, наряду с медикаментозной терапией, хирургическими вмешательствами, физиотерапевтическими, бальнеологическими, курортологическими и прочими методами, «коим несть числа», огромное значение имеет положительное психотерапевтическое воздействие. Слово врача, убедительное и аргументированное, оказывает мощное лечебное воздействие, значительно усиливая эффект различных медицинских вмешательств и мероприятий. Осуществление рациональной психотерапии требует от врача высокого интеллектуального и общекультурного уровня, что, по мнению Татарчук Т. Ф. и соавт. (2003), «в последнее время становится редкостью». Признавая сей прискорбный факт, следует отметить весьма благотворное и благоприятное значение православной религиозной литературы, проповедующей идеалы добра, милосердия и взаимопомощи.
«Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое… от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Евангелие от Матфея, 12: 34-37).
Ни в коей мере не стремясь приобщить к религии как «просто неверующих», так и убеждённых атеистов, автор этих строк предлагает просвещённому вниманию читателей некоторые весьма демонстративные и во многом поучительные отрывки из богословской литературы, имеющие непосредственное отношение к сфере практической деятельности врача акушера-гинеколога. Например, девизом врачей-репродуктологов, занимающихся вопросами бесплодия и невынашивания беременности, может стать следующая фраза: «Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей» (Исход, 23:26). Для супругов, планирующих беременность, весьма полезным окажется ознакомление со следующим текстом:
Молитва супругов о даровании детей
«Услышь нас, Милосердный и Всемогущий Боже, да молением нашим ниспослана будет благодать Твоя. Будь милостив, Господи, к молитве нашей, вспомни закон Твой об умножении рода человеческого и будь милостивым Покровителем, да Твоею помощью сохранится Тобою же установленное. Ты властною силой Твоею из ничего всё сотворил и положил начало всего в мире существующего – сотворил и человека по образу Своему, и высокою тайною освятил союз супружества в предуказание тайны единения Христа с Церковью. Призри, Милосердный, на рабов Твоих сих, союзом супружеским соединённым и умоляющих о Твоей помощи, да будет на них милость твоя, да будут плодовиты и да увидят они сыны сынов своих до третьего и четвёртого рода и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное через Господа нашего Иисуса Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Святым Духом во веки. Аминь».
Как показывает практический опыт, беременные (и не беременные также) с большим интересом и вниманием обращают свои взоры на нижеприведённые образцы:
Молитва для беременных женщин
«О Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою, и приди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дочери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостию и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время её беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твоё и в матери, и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешитися от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешны, не возгнушался и Сам стать Младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твоё сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь моя, мой Спаситель, рождённый Тобою, да спасёт меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения, и да причтёт плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоей благодати; не постыди моего упования на Твоё великое милосердие и осени меня, Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты – Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь».
(Из книги «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского»)
«Се бо, в беззакониях зачат есиъ и во гресех роди мя мати моя…»
Эти слова ветхозаветного пророка – царя Давида, вошедшие в 50-й псалом, содержат великую разгадку испорченности человеческой природы. Ибо не оберегают себя люди от лукавства при чадорождении. Не соблюдается закон женский – ведать одного своего законного мужа, с которым повенчана, ведать также и дни соитий своих. То есть, когда закон их дозволяет, а когда не дозволяет. Ведь законным венцом сочетаются ради чадорождения, а не ради услаждения. Бог бережёт только ту мать с её младенцем, которая избегает лукавства. Но как Он сохранит тех, которые себя не берегут?... Увы!... Многие мужья и жёны не хранят сегодня праздников – ни Владичних, ни Богородичных, ни воскресений, ни других праздников… А в результате, с каким зачатием дитя зачнётся, с тем и родится. Если мать совратится с пути истинного, оскорбляя благодать таинства брака, младенец истощается и становится неблагополучным. Ведь отверзаются у него очи на лукавство ещё во чреве матери. Не удивительно, что впоследствии у рождённых с преступлением проявляются воровство, распутство, мужеложство, прелюбодеяние и другие грехи. Однако, не только эти изъяны получают дети за родительские беззакония. Когда зачнётся младенец, не должны смешиваться муж с женой, так как изнуряется мать и повреждается плод. Даже у бессловесных животных самка не подпускает больше к себе самца, почувствовав по соединении с ним, что восприняла семя. Иначе она испортит в рождаемом природу! Если у людей мать не убережёт себя от телесного совокупления, имея во чреве, её кровь осквернится семенем мужа. Из-за невоздержания молоко также будет осквернённым. Вот почему младенец, вскормленный с нечистотой, станет впоследствии болезненным. Жизнь его будет лукава, запятнана ложью. И причинит такое чадо своим родителям из-за их грехов одни печали…»
Укреплению духа и созданию благоприятного «настроя на выздоровление» в определённой мере могут способствовать Молитва болящей
«Господи, видишь Ты мою болезнь. Ты знаешь, как я грешна и немощна: помоги мне терпеть и благодарить Твою Благость. Господи, сотвори, чтобы болезнь эта была в очищение многих моих грехов. Владыко Господи, я в руках Твоих, помилуй меня по воле Твоей и, если мне полезно, исцели меня вскоре. Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоём! Слава Богу за всё!»
А также Молитва пред иконой Божией Матери «Всецарица»
«О Пречистая Богомати, Всецарице! Услыши многоболезненное воздыхание наше пред чудотворною иконою Твоею, из удела Афонскаго в Россию принесённою, призри на чад Твоих, неисцельными недуги страждущих, ко святому образу Твоему с верою припадающих! Якоже птица крилома покрывает птенцы своя, тако и Ты ныне, присно жива сущи, покрый нас многоцелебным Твоим омофором. Тамо, идеже надежда исчезает, несумненною Надеждою буди. Тамо, идеже лютыя скорби превозмогают, терпением и ослабою явися. Тамо, идеже мрак отчаяния в души вселися, да возсияет неизречённый свет Божества! Малодушныя утеши, немощныя укрепи, ожесточённым сердцам умягчение и просвещение даруй. Исцели болящие люди Твоя, о Всемилостивая Царице! Ум и руки врачующих нас благослови, да послужат орудием всемощнаго Врача, Христа Спаса нашего. Яко живей Ти сущей с нами, молимся пред иконою Твоею, о Владычице! Простри руце Твои, исполненныя исцеления и врачбы, Радосте скорбящих, в печалех Утешение, да чудотворную помощь скоро получив, прославляем Живоначальную и Неразделимую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь».
Выражаясь современным языком, «вопросам реабилитации» посвящена Молитва благодарственная, святого Иоанна Кронштадтского, читаемая после исцеления от болезни
«Слава Тебе, Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначального Отца, едине изцеляяй всяк недуг и всяку язю в людех, яко помиловал мя еси грешнаго и избавил еси мя от болезни моей, не попустив ей развиться и умертвить меня по грехам моим. Даруй мне отныне, Владыко, силу твёрдо творить волю Твою во спасение души моея окаянныя и во славу Твою со Безначальным Твоим Отцем и Единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Знакомство с приведенными богословскими текстами, не заменяя соответствующие методы лечения, оказывает определённое благотворное терапевтические воздействие как на верующих пациенток, так и на ещё не пришедших к вере.
Майоров Марк Вениаминович
Телефон моб.: 067-72-86-312