Статьи: Грешно ли не платить налоги?
«Главное, самому себе не лгите»
Ф. М. Достоевский
У православных бизнесменов существуют две полярные точки зрения на неуплату налогов:
1. Неуплата налогов - грех.
2. Неуплата налогов грехом не является.
Весь спектр остальных мнений расположен между этими двумя точками зрения и сводится лишь к оценке «величины» греха: от «несомненно, грех, за который мучает совесть и который требует покаяния» до «если это и грех, то не самый большой, совесть моя спокойна, значит, и каяться особо здесь не в чем (не каюсь же я в невольном убийстве муравья?)».
«За». «Не грех, потому, что уплата же неуплата налогов вообще не относится к сфере православной нравственности. Поэтому сама постановка вопроса некорректна. «Кесарево - кесарю, Божие - Богу».
А если разобраться? Относится ли вопрос об уплате налогов к православной нравственности? Опять же, существуют полярные точки зрения социологов и экономистов: да и нет. Аамериканский ученый-лауреат Нобелевской премии по экономике Мильтон Фридмен неоднократно высказывл мысль, что экономика и бизнес к нравственности никакого отношения не имеют, как не имеет к нравственности никакого отношения математика. Или, как сказал Аль Капоне: «Ничего личного, это просто бизнес». А вот швейцарский ученый Жан Сисмонди прямо писал, что «экономика - наука нравственная». Подобные же взгляды разделяли и русские ученые-экономисты, например, А.В.Чаянов даже ввел понятие «моральная экономика». Экономика и бизнес - это, прежде всего, отношения между людьми, а потом уже деньги, капитал и оборудование. Отношения же между людьми не могут находиться вне вопросов нравственности.
«Против»: обида ближнему. Налоги - источник выплат врачам, учителям, пенсионерам и инвалидам. Не уплачивая налоги целиком или частично, бизнесмен обделяет врачей, учителей, инвалидов, сокращает инвестиции в строительство школ и больниц, наносит ущерб своим ближним. Вот что пишет протоиерей Евгений Попов в книге «Нравственное богословие для мирян»: «Казна есть общее достояние государства. Пусть ограбляющий ее не видит лицом к лицу хозяина: но в отдаленном смысле хозяином ея можно назвать каждого честного члена в государстве, который непременно участвует в составлении казенных капиталов и имушеств своими податями, повинностями, пошлинами и особыми пожертвованиями»
«За». «Налоги - игра, в которую играют все, понимая, что налоги в полном объеме платить невозможно. Наше законодательство несовершенно. Государство установило дурацкие, невыполнимые правила игры. Неписанные законы нужно соблюдать, писанные - не обязательно. Платить налоги нужно по справедливости, столько, сколько позволяет доход, и столько, сколько нужно, чтобы не попасть под суд».
А если разобраться? «Правила игры», установленные государством, можно и нужно менять. Для этого есть вполне законные методы. Например, существует уже несколько достаточно влиятельных общественных организаций, отстаивающих интересы бизнеса и оказывающих влияние на законодательство. Православный предприниматель Алексей Волобаев в своей книге «Как выжить православному предпринимателю в современном российском бизнесею Цель и метод» предлагает в качестве средства оптимизации налогов использовать офшоры. Автор аргументирует «разумную» уплату налогов так: «Однако надо знать меру и не сводить налоги совсем на ноль, направляя в бюджет достаточно средств для фирмы вашего масштаба». Действительно, использование офшоров не является, строго говоря, нарушением закона. Но, если задуматься, офшоры тоже следует признать греховнымм, так как государство несет от них экономические потери.
В защиту аргумента о «неписанных законах» нужно заметить, что государство у нас неоднородно. И интересы государства с интересами чиновников, представляющих государство, совпадают далеко не всегда. Многие крупные и средние чиновники заинтересованы в таких законах, которые никто не выполняет, а они имеют с этого доход (проблема коррупции). Бизнесмены очень чутко воспринимают и выполняют все неформальные правила, «неписанные законы», потому, что их понимание и выполнение - это вопрос выживания бизнеса, а часто и самого бизнесмена. Приоритет «понятий» над законами - особенность русской культуры.
«Против»: ложь. Чтобы не заплатить налоги в полной мере, нужно изготовить и сдать в налоговые органы заведомо ложный отчет, иметь черную кассу, выплачивать черную или серую зарплату, писать ложные фразы в графе «назначение платежа», изготавливать липовые документы.
«Сегодня ложь стала обыкновенна, обыденна» - говорит иерей Александр Шумский в своей проповеди. «Мы зачастую и за грех ее не считаем, особенно когда врем по мелочам. Но ведь это дьявольская западня - делить ложь на маленькую и большую. Человек, полагающий, что маленькая ложь не страшна, что когда дело дойдет до главного выбора жизни, до главного поступка, то тут он не собьется, тут он не соврет, - глубоко заблуждается. Большая измена складывается из малых измен. Будем помнить евангельское предупреждение, что неверный в малом оказывается неверным и в большом».
Чтобы оградить свой душевный комфорт, бизнесмен зачастую обязанность по «оптимизации» налогов возлагает на бухгалтера, а сам остается при этом «как бы в стороне». Здесь подтверждается т. н. «теория когнитивного диссонанса», которая гласит, что при появлении диссонанса в мыслях человек зачастую игнорирует информацию, чтобы жить спокойно. Некоторые бизнесмены делают еще проще: назначают директора, который и несет ответственность перед государством, а сами уходят «в сторонку».
«За». «Платить налоги - грех, т. к. из этих денег чиновники покупают себе дорогие машины и недвижимость, а врачи за эти деньги совершают противоречащие религиозной нравственности действия, например, делают аборты. Лучше сэкономить деньги и помочь ими конкретному нуждающемуся человеку. Поэтому нужно всеми способами уклоняться от уплаты налогов, наказание за неуплату налогов - страдание за правду».
А если разобраться? Такую точку зрения зачастую озвучивают священники, среди которых известные и уважаемые духовники. Священникам часто задают вопрос, можно ли подавать нищим в метро, ведь у них все равно все отнимет «пахан». Отец Димитрий Смирнов когда-то ответил на этот вопрос так: подавать можно, ведь «пахан» не заберет всю выручку, процентов десять останется нищему. Так же и с налогами: процентов девяносто останется. Императрица Екатерина Великая как-то сказала, что она спокойно относится к воровству чиновников из казны, потому что больше десяти процентов все равно не украдут, и эти потери в бюджете уже учтены.
«Против»: пособничество развитию зла в обществе. Теневой бизнес рано или поздно связывается с криминалом. Или сам криминал выходит на теневой бизнес и, пользуясь тем, что бизнесмен не заявит в полицию, берет с него дань, или бизнесмен идет на сделку с бандитами, ворами и мошенниками, ищет и находит криминальную «крышу», пользуется их услугами. Есть «православные бизнесмены», прислуживающих в храме, регулярно исповедующихся и при этом спокойно и без всяких угрызений совести сотрудничающие с криминалом. Что творитс у них я в душе?.. Есть и священники, не брезгующие связями с бандитами. Мол, «бандиты - настоящие русские люди» и что «разбойник вошел в Рай первым». Даже если речь идет просто о неуплате налогов по «серым схемам», все равно это так или иначе связано с криминалом, криминал «кормится» с этих доходов, эти деньги в конечном итоге утекают за рубеж, и назвать это нормальным с православных позиций никак нельзя.
«За». «Не всегда грех. Нужно подходить к любому явлению с рассуждением. Неуплата налогов для одних и в одной ситуации - грех, а для других и в другой ситуации - нет».
А если разобраться? Все-таки хотелось бы определенности. Ответ, что каждый будет решать этот вопрос со своим духовником персонально, не удовлетворяет. А что делать человеку, у которого нет духовника, и от разных батюшек он слышит противоположные высказывания? Даже если принять эту точку зрения, хотелось бы услышать аргументы в пользу именно неуплаты налогов, в каких случаях и почему это не грех. А иначе получается просто уход от ответа.
«Против»: нарушение законов. Если христианин должен быть лоялен к государству, то он должен исполнять все предписания (законы) государства, если они не противоречат Законам Бога. Часть христиан, отождествляющих себя с Православием, относятся к государству по-диссидентски. Таких очень много, большинство. Государству они в той или иной степени не доверяют, считают государство «языческим» или «антихристовым», а свои собственные интересы ставят выше государственных. «Диссидент» в переводе на русский означает «раскольник». С точки зрения «диссидента» земная иерархия выглядит так: я, моя семья, моя фирма, а затем - государство. И если государство «лезет» на мою территорию, буду «отстреливаться до последнего патрона». Другая, меньшая часть христиан, относится к государству уважительно, ставя его на первое место в земной иерархии. Государство - установление Божие. Законы государства - это минимально закрепленные этические нормы, которые необходимо выполнять, если мы не хотим жить в стране хаоса и беспредела.
Иисус был лояльным подданным Римской империи и платил налоги в пользу кесаря (Мф. 22. 16-21).
По материалам статьи Сергея Полякова для Русской народной линии