Таинства Церкви: Крещение от «А» до «Я»
На эти и другие вопросы, связанные с таинством крещения, вы найдете ответы в этой статье, составленной из слов Виктора Гузенко в рубрике «Вопрос - ответ».
Чем раньше, тем лучше. Ибо с момента крещения у малыша появляется Ангел Хранитель и небесный покровитель. Ребенка можно причащать и молиться за него в храме.
Интересно, а если у вашей подруги есть дети, она ждет, когда они подрастут и, к примеру, захотят идти в школу, надевать теплые вещи, если холодно, кушать манную кашу, а не чипсы? Лечит ли она своих детей или ждет, когда вырастут и начнут понимать, как действуют уколы и таблетки? Если она все это делает, то где же ее демократия, почему она насилует ребенка? Значит, она считает, что она взрослая, умная и лучше разбирается, что полезно ребенку, а что нет. Так почему же в самом главном, в вопросе веры, мы должны пускать все на самотек? Так что, советуя вам оставить выбор веры ребенка до его повзросления, она сама поступает непоследовательно.
Несомненно, православная традиция крещения через погружение самая верная. Но, тем не менее, крещение через окропление или троекратное обливание во имя Святой Троицы тоже действительно. Ваше крещение действительно, перекрещиваться категорически нельзя. Конечно же, можно только приветствовать те храмы, где делают специальные баптистерии (крещальни) для крещения взрослых. А маленьких детей и так всегда можно погрузить в крещальную купель. О важности крещения через погружение говорит хотя бы такое каноническое правило, что лица мужского пола, крещеные в клиниках, больницах через окропление впоследствии, став взрослыми, не имели права быть священнослужителями.
Крестным можно быть неограниченное количество раз.
Критические дни у женщины не являются препятствием для участия в таинстве крещения, ибо каноны Церкви запрещают женщине в эти дни только причастие. Подробнее этот вопрос раскрыт в статье «О так называемой женской «нечистоте».
Рассуждения о том, что таким образом малыш может «взять чужой крест» или «взять чужую судьбу» - греховны и суеверны. Судьба каждого человека находится в руках Божьих. К области греховных суеверий относится мысль о том, что чем большего размера нательный крестик младенца, тем более тяжелый крест ему предстоит нести.
Крыжму (крещальное полотенце) стирать нежелательно, поскольку после миропомазания младенца на ней могут остаться частички святого мира. А одежду, которая не соприкасалась с миром, при необходимости можно постирать в любой день и даже в день крещения.
Большинство крещеных людей понятия не имеют, где находится их крыжма, это обрядовая сторона крещения, не стоит предавать ему большого значения.
Крещение родителей не является обязательным условием для крещения ребенка. Но если они считают необходимым даровать такое благо, как крещение, своему ребенку, то зачем обкрадывать себя и рисковать своей вечностью? Следует учесть, что некрещеные люди не могут присутствовать на таинстве крещения.
Некрещеные люди не могут присутствовать на таинствах Церкви.
Женщина не может заходить в храм в течение 40 дней после родов, т. к. в это время она находится на очищении. Если вы крестите ребенка до истечения этого срока, действительно, мать не должна находиться в церкви. Если же после, то, взяв у священника молитву матери, женщина может присутствовать при крещении своего ребенка.
А можно ли ребенку поменять маму? Приемных матерей, конечно, может быть сколько угодно, но родила-то все-таки одна, и поменять ее невозможно. Точно так же и с духовным рождением: кто был восприемником у крещальной купели, тот и является крестным. Если по какой-либо причине мы теряем контакты с крестными, но хочется, чтобы у ребенка были таковые, можно «назначить» какого-то хорошего человека условно-почетным крестным.
Иногда люди хотят считать крестными тех, кто физически не присутствовал на крещении. Но крещение - это таинство, поэтому кто стоял у крещальной купели и воспринимал ребенка, тот и является крестным. А не тот, кого формально вписали в свидетельство о крещении.
У нас на Руси мысль о том, что крестные родители не могут между собой заключить брак, настолько распространена, что уже считается какой-то нормой, почти догматом. Но если учесть, что в Греции (от которой мы восприняли крещение) есть традиция брать одного крестного соответственно полу ребенка, то получается, что у нас второго крестного берут для пышности таинства. К тому же, крестные вступают в духовное родство с родителями воспринимаемого ими ребенка, а не между собой, т. е. опять получается, что нет препятствия для заключения их брака. По крайней мере, я не встречал законодательных запретов вступать в брак крестным. Уверен, что, выдавая такой ответ, я вызываю на себя гнев инакомыслящих оппонентов. Но я неоднократно читал многие публикации, согласные с моим мнением. На Руси даже были постановления Священного Синода по этому поводу в 1810 и 1837 годах, которые разрешали венчание крестных. Максимум, что для этого было нужно, это взять благословение у правящего архиерея.
Конечно, хорошо, когда крестные - люди воцерковленные: они будут и молиться за крестника, и, надеемся, участвовать в его православном воспитании. Но это идеал крестного. К сожалению, реалии сегодняшнего мира таковы, что у нас, при подавляющем большинстве крещеных людей, воцерковленных и по-настоящему верующих - 2-3%. Где же на всех детей набраться верующих крестных? Поэтому крестите с теми крестными, которых найдете, пусть даже не особенно воцерковленными. В надежде, что вашей родительской веры будет достаточно для того, чтобы воспитать детей истинными христианами.
Рекомендацию партии может давать только член партии. Поэтому восприемником православного может быть только православный. Ведь крестный в ответе перед Богом за своего крестника и обязан учить его православной вере, а не инославным заблуждениям.
Во взрослом возрасте допускается крещение без крестных, ибо человек ручается сам за себя.
По желанию родителей такое иногда случается. Запретов нет. В надежде, что будет больше молитвенников и потенциальных учителей в вере для ребенка.
По правилам Церкви, при крещении должен быть один восприемник соответственно полу крещаемого: у девочек - женщина, у мальчиков - мужчина. В Греции, от которой мы приняли крещение, так и есть. То, что у нас для ребенка выбирают крестного отца и мать, носит скорее традиционный характер.
Если не получается найти крестного, можно попросить, чтобы крестным был сам священник, совершающий крещение. Или дедушка/бабушка. Если и это не получится, не оставлять же ребенка некрещеным - покрестите без крестных. К тому же, в последнее время младенцы рождаются очень слабенькими, часто священникам приходится крестить их прямо в больницах, в реанимации, куда никого не пускают, в том числе и крестных.
Увлечение двойными именами - это новая ересь XXI века. Крестя ребенка, мы нарекаем его именем какого-то святого. Этот святой является небесным покровителем человека, а когда по паспорту человек живет под одним именем, а в крещении и в Церкви - под другим, то получается, что в обыденной жизни его все время дразнят какой-то кличкой. Откликаясь на нее, человек косвенно унижает своего небесного покровителя, в честь которого он крещен. Это не христианский подход, в частности, подобное явление есть в секте мормонов (тайное имя при крещении). В Церкви только тогда допускается крещение с именем, отличным от того, что записано в свидетельстве о рождении, когда такого имени нет в православных святцах (Перестройка, Ваучер, Трактонина, Сталина и прочее), а родители уже вписали его в свидетельство о рождении. Тогда при крещении дается такое имя, которое есть в святцах, в честь какого-то святого, а не в честь трактора, Ленина или рабыни Изауры.
Священное Писание категорически говорит о едином крещении. Ибо при крещении происходит таинственное священнодействие, при котором простой человек становится христианином. Если он отпадает по какой-то причине от православной веры, когда хочет вновь вернуться, принимается через покаяние, а не повторное крещение. Тем более что «таинства» других религий безблагодатны и недействительны.
Если возникают подобные недоуменные вопросы, следует прийти в православный храм и попросить священника совершить таинство крещения со словами: «Аще не крещен (если не крещен), крещается раб Божий...»
Не дарить подарки крестникам на дни рождения! А молиться за них и по мере своих возможностей воспитывать в православной вере. Часто люди воцерковленные не хотят становиться восприемниками детей, чьи родители являются православными только по имени и не посещают храм Божий. Мол, как же я смогу воспитать малыша в православной вере без помощи родных отца и матери? Конечно, они правы. Но следует помнить и о том, что при крещении ребенок получает Ангела Хранителя и благодать Божию, за него можно молиться в церкви, подавать записки и ставить свечи. А Господь по Своей милости часто творит различные чудеса, даруя помощь исцеления даже крещенным, но мало воцерковленным Своим детям. Помогите ребеночку хотя бы принять крещение. Этим мы посадим зерно веры в надежде, что Господь взрастит из него плод для Царства Небесного.
Канонами Церкви православным христианам запрещено участие в инославных «таинствах», ибо, присутствуя на них, мы признаем их действительными и отрекаемся от истинной веры.
Каждый человек крестится в честь какого-то святого. Например, Николай в честь святителя Николая, который является его небесным покровителем. Если человек не знает, в честь какого святого его крестили, а имя, которое он носит, имеют несколько святых, тогда надо выбрать или ближайшего ко дню рождения, или ближайшего ко дню крещения, или просто любого, кого человек хочет считать своим небесным покровителем. И тогда день памяти такого святого будет днем ангела этого человека.
А можно ли сделать операцию человеку без его присутствия? Возможно ли накормить человека заочно? И каким образом можно крестить взрослого человека без его присутствия и без его согласия? Конечно же, нет.
Про взрослых людей в Евангелии сказано: «Если имеет веру и крестится, спасен будет». Посылая апостолов на проповедь, Христос говорил: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Эти места Евангелия говорят нам о том, что взрослый человек, желающий принять крещение, должен веровать во Христа и знать основополагающие истины христианского вероучения. Без веры креститься нельзя. Ведь это не театральное обрядовое действие, это таинство.