Статьи: Освящение дома
Часто мы приглашаем священника освятить дом, квартиру, офис, автомобиль, не до конца понимая, зачем делаем это, а просто потому что «так надо». Разберемся в смысле и причинах этого священнодействия.
Для православного христианина естественно стремление к благословению всех аспектов его жизни, ведь по-настоящему верующий человек является таковым не только в храме по воскресеньям и праздникам, а везде и всегда: дома и вне дома, на работе и на отдыхе. Поэтому церковь благословляет жилища, средства передвижения и места работы прихожан. При этом освящаются не стены, стройматериалы и железо. Освящение — это просьба о благословении пространства жизни, которое создают люди, в нем проживающие.
И поскольку дом — это прежде всего его жители, желательно, чтобы на освящении собралась вся семья, проживающая в нем. Как и каждое священнодействие Церкви, этот чин совершается по молитве всех верующих, а не только духовенства. И Сам Христос говорил, что там, где «двое или трое» собраны во имя Его, там Он есть посреди них.
Перед освящением помещение следует убрать, затем поставить перед иконами стол, на который священник положит Евангелие и все необходимое. Можно сразу же поставить на стол чашеобразные емкости для святой воды (глубокая тарелка, салатница) и елея (сюда лучше сразу влить примерно полстопки растительного масла). Иногда на стол кладут хлеб.
Прежде чем приступить к освящению, священник проходит по всему дому и рисует или (что сейчас бывает чаще) клеит на стенах крестики. Крест — это символ победы Господа нашего Иисуса Христа над дьяволом и попрания им смерти. Поэтому изображения крестов не являются магическими оберегами, а только знаками освящения. Они, как и иконы, призваны побуждать христиан к молитве и чистоте жизни.
Собственно освящение квартиры начинается с чтения 90-го псалма и каждения. «Живый в помощи Вышняго в крове Бога небесного водворится», — читает священник псалом и проходит по всем комнатам с кадилом. «Поскольку на Меня уповал, Я избавлю Его и защищу Его, потому что он знает имя Мое», — заканчивается псалом, напоминая нам: для того чтобы быть под защитой Бога, нужно искренне веровать в Него и исполнять Его заповеди.
Далее поют тропарь, в котором просят о мире и благословении дома сего и спасении и просвещении его обитателей, и читаются две молитвы. В них возносятся просьбы, чтобы Господь сохранил обитателей дома от всякого зла, одарил их достатком, преумножил добро. Далее священник благословляет елей и просит, чтобы этот символ Божией благодати стал на прогнание всякой сопротивной силы и дьявольских замыслов.
После молитв священник окропляет жилище святой водой, прогоняя «всякое лукавое и бесовское действие». Стены дома, на которых нарисованы/наклеены крестики, помазываются елеем (остатки елея можно использовать потом в пищу). Помазание елеем стен — еще и символ достатка, о чем поется далее в стихире:
Благослови, Господи, дом сей,
и исполни его Твоих земных благ,
и всех, благочестиво в нем жить хотящих,
от всякого злого обстояния невредимыми сохрани,
и всякое изобилие небесного и земного благословения им даруй,
и как Милосердный, помилуй по великой Твоей милости.
Далее в чине освящения следует чтение Евангелия от Луки, встреча Христа с мытарем Закхеем (проповедь о Закхее). Всем мы знаем, что Закхей жил неправедной жизнью, но принес плоды покаяния не словом, а делом: «Господи, половину имения своего я отдаю нищим, а у кого что неправедно вынудил — возмещу вчетверо». Услышав слова Закхея, Иисус сказал: «Вот, теперь пришло спасение дому сему, потому что и он — сын Авраамов. Ибо Сын Человеческий пришел отыскать и спасти погибшее». Это значит, что люди, живущие в освящаемом доме, должны стать настоящими детьми Авраамовыми не по плоти, но по духу, заслужив это праведной жизнью и благими делами.
«Буду ходить посреди дома моего в чистоте сердца моего, — говорит псалмопевец. — Не положу перед очами моими дела противозаконного. Сердце нечестивого не прилепится ко мне. Злого я не хочу знать». Эти слова 100-го псалма — гимн праведного хозяина дома.
В конце чина возносятся молитвы о самих жителях дома, которых перечисляют поименно. Просят, чтобы Господь Бог послал им Своего милостивого ангела, который будет не только оберегать и охранять от всякого зла, но и наставлять на добрые дела, исполнение святых Христовых заповедей. Молятся о здоровье, долголетии и достатке жителей дома и поют многолетие.
Нужно понимать, что освящение не действует автоматически. Это дар, которым каждый волен распорядиться по-своему, используя его во благо или пренебрегая им. Поэтому после освящения жилища священником его жители должны «освящать» дом праведной жизнью по заповедям Господа нашего Иисуса Христа и во славу Его.