Пост: Рождественский пост: дорога к радости
28 ноября в Православной церкви начался один из четырех «долгих» постов — Рождественский. Он продлится целых сорок дней и закончится в праздник Рождества Христова, в ночь на 7 января. О том, как возник этот пост, какие на него приходятся праздники, как его правильно провести и как поститься в новогоднюю ночь
Рождественский пост – один из самых древних в истории Церкви. Первые упоминания о нем встречаются в источниках IV в. О нем упоминают свт. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин. Это означает, что пост, возможно, появился еще раньше, во времена римских гонений на Церковь.
Изначально он длился всего лишь семь дней (у некоторых христиан – больше), но в 1166 году, при императоре Мануиле Комнине Константинопольский патриарх Лука Хрисоверг определил держать Рождественский пост сорок дней. На то была причина: праздник Рождества Христова по своему значению для дела нашего спасения почти не уступает празднику Воскресения, и путь подготовки к нему должен нести определенное символическое значение. А именно сорок дней в Писании всегда предваряют великие события: вспомнить хотя бы посты пророков Моисея и Илии или сорокодневное воздержание от пищи Самого Иисуса Христа перед выходом на проповедь… Если сам по себе пост подчеркивает значимость события, то сорок дней означают особое приготовление к нему, необходимость сугубой духовной «настройки».
Итак, с XII века Рождественский пост в Православной Церкви стал «малой» четыредесятницей, уступающей лишь четыредесятнице «великой» – посту перед Пасхой. В прежнем виде пост сохранился до наших дней у некоторых дохалкидонских церквей. Так Армянская Апостольская Церковь держит Рождественский пост «по-старинке», семь дней, с 30 декабря по 5 января. Рождество у армян также, в соответствии с древним обычаем, объединено в один праздник с Крещением Господним и празднуется шестого января. В тот же день, что отмечают Крещение и поместные Православные Церкви, использующие новый стиль.
Другое название этого поста – Филиппов, или, по-простонародному – Филипповки. Связано это с тем, что за день до его начала, 27 ноября, празднуется память одного из двенадцати Христовых апостолов – апостола Филиппа. Этот день считается заговением перед постом (если только не выпадает на среду или пятницу, в таком случае заговение переносится на сутки назад – на 26 ноября).
Интересно, что два древних литургических памятника - отрывок Готского месяцеслова IV-V веков и Типикон императора Константина VII Багрянородного, написанный в X веке, относят день памяти апостола Филиппа на 28 ноября (15 по старому стилю). По всей видимости, в то же время, когда пост стал сорокадневным, дата воспоминания об апостоле была «сдвинута» на день для того, чтобы предварять собой Рождественский пост, а не накладываться на него.
Филипп – не единственный апостол, чей день памяти приходится на Рождественский пост. 29 ноября Церковь празднует память апостола и евангелиста Матфея, а 13 декабря, почти ровно посредине поста – апостола Андрея Первозванного.
Непременно надо вспомнить, что именно Рождественским постом 4 декабря празднуется один из великих двунадесятых праздников Православной Церкви – Введение во Храм Пресвятой Богородицы.
Неслучайно дата, связанная с прекрасным преданием о Деве Марии, ее введении первосвященником в Святая Святых иерусалимского храма, и проведенных при храме детстве и ранней юности, попала именно на дни, предваряющие Рождество. Когда же еще вспоминать о земной истории Матери Спасителя? Можно сказать, что вся Ее жизнь до самого дня Рождества была непрерывным Рождественским постом, приготовлением к величайшему событию истории.
На Введение впервые поется радостная песнь, которая будет звучать до Рождества и возвещать о скором рождении в мир Спасителя: « Христос рождается, славите! Христос в небе, срящите (встречайте – церковнослав.)! Христос на земле, возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, И веселием воспойте, людие, Яко прославися».
Пост буквально усыпан днями памяти ветхозаветных пророков. Здесь и Даниил, первым открывший, что Сын Человеческий придет в мир, и «малые» пророки - Авдий, Наум, Аввакум, Софония. Это безупречно с точки зрения символики и церковной истории: ведь именно писания пророков предваряли воплощение Бога Слова, и весь Ветхий завет усеян предсказаниями о том, что Он станет плотью и будет обитать с нами. Недаром Сам Господь призывает: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». (Ин., 5:39).
Иными словами, Рождественский пост весь словно соткан из дней памяти тех, кто готовил народ Израиля к явлению Мессии-Спасителя. И нам он дается как «краткий курс» подготовки к Рождеству: надлежит вспомнить, что писали по этому поводу ветхозаветные пророки, вспомнить, как жила Матерь Божия.
На Рождественский пост выпадают не только церковные, но и светские праздники. И в первую очередь это, конечно же, главный «камень преткновения» - Новый год. Как назло, празднуется он за неделю до Рождества - в то время, когда православным христианам следует держать пост особенно сурово.
Кстати, а как же следует его держать? Схема, которую предписывает Церковь, весьма сложна: она делит пост на три отрезка, и у каждого свои правила. Они так многочисленны и строги, что мирянам удержать их весьма сложно. В определенные дни дозволяются рыба и вино (в умеренных дозах!), зато по средам и пятницам положено строгое сухоядение, в зависимости от праздников и дней недели рассчитывается: можно ли горячую растительную пищу с растительным маслом или без него...
По-настоящему строго пост держат монахи, мирянам дозволяются кое-какие послабления. Следует помнить главное: во все дни поста исключаются мясные, молочные продукты и яйца.
Но что же делать православному, если хочется и пост держать – и с ближними, за накрытый новогодний стол зовущими, не рассориться? Мнения, конечно, на этот счет есть разные – от самых радикальных, до самых «толерантных», поэтому лучше всего посоветоваться со своим духовником, как провести Новый год.
Впрочем, возможно, что главное искушение праздничного новогоднего стола – не зазывно выглядящее мясо, не аппетитная курочка и не сыры-колбаски, а собственное настроение и отношение к невоцерковленным ближним, которые едят всякую вкуснятину без малейших угрызений совести.
Наверное, нет ничего хуже «правильно постящегося» христианина, который сидит за новогодним столом с видом великого святого и в душе (а то и вслух) осуждает веселящихся. Мяса не поел, зато осуждением нагрешил «от души». Много ли пользы в таком посте? Недаром же старцы говорят, когда их настойчиво спрашивают о «диете» поста: «Вы хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте».
Вспомним пример святителя Спиридона Тримифунтского, чья память приходится на 25 декабря, т.е. на время Рождественского поста. Он сам постился строго, но, когда к нему пришли усталые странники без колебаний поставил перед ними запасенное свиное мясо, и сам ел вместе с ними, чтобы не смущать их. В Церкви есть такое определение: «царский путь», ровное поступательное движение вперед без уклонения направо или налево. Применительно к посту этот царский путь состоит в строгости к себе и милости к ближнему, установленном при обсуждении с духовником подвиге в меру, без надрыва и экзальтации, но и без неоправданного послабления.
Главный смысл поста – совсем не довести себя до голодного истощения. Это даже Церковью осуждается, а если, не дай Бог, кто насмерть себя во время поста уморит – так и вовсе считается за самоубийство. Суть в том, чтобы дисциплинировать организм, взять себя в руки, от обычного расслабленного, потакающего себе состояния перейти в иной, духовный режим.
Здесь мера у каждого своя и «внимать» следует исключительно себе, не следя за своим ближним.
Но это вовсе не значит, что можно совершенно расслабиться и во всем себе попустительствовать, держа лишь «духовный пост». Каждый сам определяет для себя, можно или нет уступать просьбам пойти за праздничный стол и разделить праздничную трапезу. Главное – чтобы от отказа никому не было больно и обидно. Можешь держать пост, не осуждая и не превозносясь, умеешь тактично отказать тем, кто зовет тебя оскоромиться – делай так. Не можешь – тогда лучше сотворить «меньшее зло», чем большее.
В конце концов, не все бегуны, бегущие марафон, получают медали, а только самые стойкие. Но до финиша доходят все-таки все, и то, что ты не первый и не лучший – вовсе не повод сходить с дистанции.
Но на что точно следует положить для себя строгий запрет – так это на излишнее бездумное веселье, на неумеренные возлияния и, конечно же, на всякие языческие игрища вроде встречи «года Крысы», «Дракона», «Змеи» или еще какой восточной живности. А то в праздничной суматохе того и гляди ненароком отречешься от христианства ради всеобщего веселья. Для души это будет травма куда серьезнее, нежели небольшое отступление от поста.
Ну, а чтобы надежно воздержаться от искушений (по крайней мере, в саму новогоднюю ночь) – можно провести праздничные часы в храме. Ежегодно в самых разных церквях служится ночная «новогодняя» Литургия, начинающаяся как раз в полночь. Там-то уж точно не предложат ничего скоромного, да и что может быть лучше, чем начать год общецерковной молитвой и причаститься.
Журнал православной жизни «Нескучный сад», Дария Сивашенкова