Статьи

О святых мощах: Святые реликвии. Развитие церковной традиции в почитании мощей

Святые реликвии. Развитие церковной традиции в почитании мощей

В практике почитания различаются два понятия святыни: мощи и реликвии. Реликвии (от латинского religuiae — остатки, останки) — предметы религиозно­го поклонения вообще, связанные с почитанием Госпо­да и Божией Матери: дошедшие до нашего времени элементы одежд, например, риз и хитона Господня, плащаницы, в которую было обернуто тело Господа при погребении, частицы Святого Креста, одежд Божи­ей Матери...

Мощи — это тело какого-либо святого, или свя­тых, сохранившееся целиком, в едином месте, или час­тично, разрозненно и хранимое во многих местах. Сло­во «мощи» образовано от славянского глагола «мощи, мога, можеши», означающего — могу, имею силу, могу­ щество (родственное «мощь» — сила).

В славянском слове, употребляемом для обозначения телесных ос­танков святых, нашим предкам представлялось важ­ным выразить, прежде всего, их действенную суть — как святынь дарующих благодать, точащих исцеления и имеющих действительную силу, — мощь освящения.

Первым по времени свидетельством почитания мощей в раннем христианстве, по мнению историков, считается документальное повествование о мучениче­стве св. Поликарпа, епископа Смирнской церкви, от­носящееся к 156 году. Свя­той Поликарп был приговорен разъяренной толпой гонителей к сжиганию живьем. Христиане взяли кости его, которые драгоценнее дорогих кам­ней и благороднее золота, и положили, где следовало.

После победы христианства на территории Рим­ской империи как на Востоке, так и на Западе первые христианские императоры, начиная с равноапостоль­ного Константина, стремятся увековечить память свя­тых, и прежде всего мучеников, возведением храмов и памятных сооружений над местами их погребений, так называемых мартириев (от греческого martyros — мученик, свидетель). В духовных центрах империи, особенно в местах, просиявших наиболее выдающи­мися подвигами мученичества, связанными с апос­тольской проповедью, и прежде всего на Святой Зем­ле, в короткое время возникают великолепные архи­тектурные комплексы. Практика почитания святых мощей вызвала у верующих стремление иметь в своих храмах тела святых или частицы их мощей. Оконча­тельно такая практика была закреплена постановле­нием папы Феликса от 269 года, которое «согласно древнему обычаю» повелевало совершать литургию не иначе как на мощах святых. Это решение основыва­лось на древней традиции совершения литургия на надгробьях мучеников, на могильных плитах (mensa), которые при богослужении выполняли функции свя­тых престолов.

Соответственно новым обстоятельствам, переосмысляется и пространство храма, содержащего святые мощи или возводимого над местом захоронения свято­го. Помимо основной функции храма, как места собрания верных для принесения евхаристической Жертвы (литургии), храм получает осмысление как реликва рии своего рода дарохранительница, сакраментальное вместилище, куда полагаются для поклонения и почитания христианские святыни — реликвии Бого­матери, Страстей Христовых, св. Иоанна Крестителя, предметы мученичества и собственно мощи святых.

Записки паломника VI века донесли до нас описание поклонения святыням в древности: «Мы прибыли в базилику Святого Сиона (Церковь Святых Апостолов на Сионе), которая содержит много замечательных вещей, включая краеугольный камень, который, как сообщает нам Библия, был отвергнут строителями (Пс. 118, 22). Господь Иисус Христос пришел в храм, который был домом святого Иакова, и нашел этот выброшенный ка­мень, который лежал поблизости. Он взял камень и положил его в углу. Вы можете поднять камень и подержать его в руках. Если приложить его к уху, то слышен шум многолюдной толпы. В этом храме есть столб, к которому был привязан Господь и на котором чудесным образом сохранились следы. Когда Он был привязан, Его тело плотно соприкасалось с камнем, и вы можете видеть отпечатки Его рук, пальцев и ладоней. Они на­столько ясны, что вы можете сделать копии из ткани, которые помогают при любой болезни, — верующие, которые одевают их на шею, получают исцеление. <...> Сохранились многие из тех камней, которыми убили святого Стефана, и основание креста из Рима, на кото­ром был распят святой апостол Петр. Есть Чаша, которую святые апостолы использовали для совершения ли­тургии после Воскресения Христова, и много других замечательных вещей, которые трудно перечислить. В женском монастыре я видел человеческую голову, хранящуюся в золотом реликварии, украшенном драгоценными камнями, — говорят, что это голова святой мученицы Феодоты. Реликварии представляет собой чашу, из которой многие пьют, чтобы получить благослове­ние, и я также причастился этой благодати».
В некоторых храмах Византии мощи святых помещались в кладку стен или в облицовку, как это было сделано в соборе Святой Софии в Константинополе и в базилике Рождества Христова в Вифлееме. Имеются письменные свидетельства о традиции вкладывать частицы мощей в колонны храмов. Обычай помещать святые мощи в основание церковного здания связан, главным образом, с развитием чинопоследования освящения храма. Пятый Карфагенский собор постановил строить храмы на мощах святых, которые надлежало полагать под алтарем (престолом). Правила Святых апостолов, датируемые третьим веком, содержат требование полагать частицы мощей в основания и под престолы церквей, а седьмое правило VII Вселенского собора предписывает обязательное наличие святых мощей при освящении храма: «Аще которые честные храмы освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою. Аще же отныне обрящется некий епископ, освящающий храм без святых мощей: да будет извержен, яко преступивший церков­ные предания».

Блаженный Симеон Солунский дает этому следующее толкование: «Без мощей мучеников или свя­тых праведников не дозволено совершать освящения: потому что мученики суть основания Церкви, назданные (воссозданные, возобновленные — Ред.) на основании Спасителя. И им следует быть под жертвенником в церкви, потому что это и есть Церковь, это — престол Божий и гроб Христа Бога. Посему он и помазывается миром, и на нем находится Евангелие; под ним же прилично быть и останкам святых, и без них нельзя освящать его, как определили святые отцы».

Согласно литургической практике первых веков христианства, когда церковные собрания совершались тайно и не было возможности сооружения постоянных престолов, их заменяли временные, покрываемые сверху специальным платом со вшитыми в него частицами святых мощей. Этот плат именуется антиминсом. Термин антиминс означает буквально — «вместопре столие». Сегодня антиминс представляет собой четырехугольный шелковый или льняной плат, на котором изображено положение Христа во гроб и изображения четырех евангелистов по углам. В верхней части плата, в особом кармане помещаются частицы святых мощей. В нижней части антиминс надписывается рукой правящего епископа, который один имеет право устанавли­вать престолы в возглавляемой им церковной области, или епархии, с указанием даты и названия храма, куда предназначается данный антиминс. Божественная литургия совершается на престоле, поверх расстеленного антиминса, и без него совершаться не может. Симеон Солунский изъясняет: «Совершение антиминсов по всему подобно освящению храмов; при освящении их произносятся те же слова и молитвы, какие и при освя­щении храмов, с тем только различием, что они не во­дружаются на одном месте и не соединяются с храмом: потому что для них весь мир єсть храм Божий, равно как и потому, что они делаются не из камней, но из ткани, наипаче из льна, в знамение того, что на них священнодействуются страдания Христовы и что они образуют погребение Христово, каковые действия происходили на земле... Ибо лен — из земли, равно как и гроб Христов был на земле... Наконец, к антиминсам прилагаются и частицы святых мощей, помазанные миром: они влагаются в маленьком мешочке... и пришиваются с восточной стороны антиминса... Ибо каждый анти­минс есть священная трапеза, исполненная славы Божией. Посему же должно наблюдать, чтобы антиминсы не лежали в простых домах и как случится, и чтобы не касались их мирские люди...»

← Назад