Статьи: Усекновение главы Иоанна Предтечи
До чего же христианство парадоксально для стороннего взгляда. Ведь праздник - это торжество, а какое же торжество в том, что человеку, величайшему, по словам Спасителя, из всех пророков (Мф. 11; 11; Лк. 7; 28), отрубили голову... И добро бы за веру, за проповедание Христа грядущего, а то ведь, если вдуматься, из-за того, что вмешался в семейные дела царя. Ну, казалось бы, какое ему дело до того, с кем живет Ирод? Проповедовал бы себе покаяние, крестил народ и учеников воспитывал.
Нам легко осуждать апостолов за малодушие после взятия Христа под стражу и после Его крестной смерти, зная, что было дальше. Но что пережили ученики Иоанновы тогда, две тысячи лет назад, когда узнали о смерти своего учителя? Евангелие не рассказывает нам об этом ничего, кроме того, что они забрали его тело и похоронили (Мф. 14; 12). Но ничего не говорится об их колебаниях, об искушениях, которые их посещали. А ведь они были обычными людьми. И, возможно, случившееся с Иоанном казалось им неожиданным и глупым: их учитель нес великое служение, обличил царя в неправде (это было не «вторжением в чужую личную жизнь», а естественным продолжением его проповеди покаяния). Было бы понятно, если бы царь велел обезглавить его за дерзость, но нет: «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муле праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк. 6; 20).
Выходит, святой Иоанн стал жертвой придворной интриги и был обезглавлен из-за легкомыслия подвыпившего царя, бездумно давшего обещание и по тщеславию не посмевшего от него отказаться. Великий пророк попал во власть глупой и жестокой девчонки, разгорячившей своим танцем кровь Ирода, был убит и даже по смерти подвергся надругательству торжествующей злодейки. На первый взгляд, это так мелко и несопоставимо с его служением. После такой славы, такого непререкаемого авторитета (фарисеи боялись, что народ их побьет камнями, если они скажут, что крещение Иоанново было от людей, а не с небес (Лк. 30 - 33)), и такая нелепая смерть.
Да, именно так. Только не смерть его нелепа, а мы. Предтеча Господень обличает мир не только словами, не только своей праведной, аскетичной жизнью и соответствующим ей внешним видом, но и самой смертью.
Его смерть нелепа?.. Нет, нелепа наша жизнь с ее предпочтениями, пристрастиями, страхами. Вся абсурдность ситуации, когда жизнь и смерть пророка зависят не столько от царя, сколько от тех, кто умеет им манипулировать, играя на самых примитивных чувствах и слабостях - это обличение абсурдности нашей с вами жизни.
Громадные по значимости события нередко происходят от чьих-то капризов и подлейших нравов. Не стоит всякий раз искать в решениях «сильных мира сего» солидных мотивов: «большие» люди зачастую руководствуются мелочными, низменными основаниями, но последствия их решений, продиктованные трусостью или глупостью, жадностью, завистью или мстительностью - масштабны в силу их высокого положения.
Имеет ли это отношение к нам - «простым смертным»? Если мы не цари, не правители, не олигархи, то в чем обличение именно нашей жизни? А в том, что или мы «соработники у Бога» (1 Кор. 3; 9) в Его правде, или соучастники маразма мира сего. В зависимости от того, чем живем, какие ценности исповедуем. Причем под «исповеданием» следует понимать не одну лишь декларацию своей приверженности тем или иным идеалам, но образ мыслей и действий.
Мы норовим прикрыть свою приверженность миру сему мнимой «ревностью по Бозе». Еще недавно православное общество было взбудоражено психозом по поводу штрих-кодов и грядущего клеймения на лоб и десницу. Но согласно святоотеческому мнению, «начертание» на лоб - это обмирщенный, лукавый образ мыслей, а на руку - соответствующий образ действий. И вот это наиболее серьезно, потому что будут вживлять чипы, не будут - пока мы суетимся по этому поводу, на нас мало-помалу безо всяких ультрасовременных технологий проступают печати антихристовы: в искажении учения Христова и ложном благочестии.
Смерть Предтечи Спасова Иоанна, как и жизнь его, - призыв к покаянию. Призыв обличающий, вскрывающий абсурдность культа «богатых и знаменитых», ненависти к слою преуспевающих. Все это пространство суеты, поглощающее человека, подчиняющее себе его волю, пригибающее к земле его дух.
«Что всуе мятемся?» - в этих словах весь смысл постничества. Дни, посвященные памяти Иоанна Крестителя, всегда постные. Но аскетизм Предтечи не исчерпывается простотой и жесткостью жизни. Это лишь средство. Цель - освобождение от суетного: прельщающего, неволящего, мертвящего.
Внешне смерть Иоанна Предтечи - торжество порока над праведностью: вот, он мертв, а его враги живы и торжествуют. Но торжество это призрачное, из-за нечувствия «победителями» своей погибели заживо. На самом же деле смерть последнего ветхозаветного пророка была торжеством правды Божией, не пренебрегающей ни убогими, ни знатными, «не прогибающейся под изменчивый мир», не знающей «двойных стандартов» и не раболепствующей «здравому смыслу», настойчиво нас побуждающему считаться с могуществом и богатством.
По материалам статьи протоиерея Игоря Прекупа