Пост: Великий пост в вопросах и ответах
Продолжая цикл тематических статей на основе вопросов посетителей нашего сайта и ответов на них отца Виктора, предлагаем вам ознакомиться со статьей о Великом посте.
Вступая в Великий пост, человек должен осознавать, зачем он это делает. А главной целью поста является убрать ту стену, которая мешает нам общаться с Богом, т. е. покаяться в своих грехах, стараясь с Божьей помощью исправляться. Если кто-то не просто посещает храм, а еще и внимательно вслушивается в слова, которые звучат на службах Великого поста, то такой человек поймет, что, прежде чем примириться с Богом, надо примириться с ближними. Также человек поймет, что он слаб и немощен в борьбе со страстями, поэтому будет просить у Бога помощи победить свои страсти. Также человек должен понять, что рассматривать пост лишь как ограничение в пище - это примитивно. Ибо, если ни в чем другом не меняться, пост в еде будет просто банальной диетой. Также песнопения Великого поста напоминают человеку о той величайшей Жертве, которую принес за весь род человеческий Господь наш Иисус Христос. Чтобы эта Жертва была не напрасной лично для нас, надо не только увидеть свой грех, но возненавидеть его, смотреть на него, как на болезнь, исцелиться от которой можно только через исправление. Когда вы все это прочувствуете, спешите в храм для чистосердечной исповеди и причастия, понимая, что этим пост не заканчивается, продолжая свой покаянный подвиг до дня святой Пасхи.
Строгий пост - это когда после захода солнца благословляется вкушать воду и хлеб. В отношении Страстной Пятницы даже это разрешается только немощным старикам, а кто в состоянии, вообще не ест в этот день. При этом мы должны понимать, что если голод противопоказан по медицинским причинам или вызывает у нас агрессию к окружаюшим, то лучше есть пищу, но не "есть" людей. Еще строгий пост рекомендуется в Крещенский сочельник 18 января.
Участвующим в боевых действиях военным людям срок службы считают как год за три. А во время Великой Отечественной войны в советской армии солдатам даже выдавали фронтовые 100 граммов, хотя в мирное время водка и армия были несовместимы. Для беременной женщины время вынашивания ребенка – это тоже «военное время», и это прекрасно понимали Святые Отцы, когда разрешали беременным и кормящим женщинам послабление в посте и молитве. Беременных женщин еще можно сравнить с больными женщинами – токсикоз и т.п. А правилами церкви (29-е правило святых апостолов) для болящих тоже разрешается послабление поста вплоть до полной его отмены. В общем, каждая беременная женщина по своей совести, исходя из состояния своего здоровья, сама определяет меру поста и молитвы. Я бы рекомендовал во время беременности как можно чаще причащаться. Молитвенное правило ко причащению можно совершать и сидя. В храме тоже можно посидеть, можно прийти не к началу службы. Еще во время беременности надо особо помнить о том, чтобы поменьше раздражаться, гневаться, тщательно фильтровать просмотр теле- и радиопередач. Еще надо помнить о том, что даже беременная кошка не подпускает к себе кота, и во время беременности не должно быть интимной близости с супругом. Иначе наши страсти передадутся нашим детям уже во внутриутробном состоянии.
Правила Церкви (а они выше благословения любого духовника) разрешают оставлять пост в случае болезни (29-е правило святых апостолов). Просто надо понимать, что ограничение в еде - это лишь одно из средств, которое ведет к цели - изменение человеческой жизни в лучшую сторону согласно заповедям Божьим. В вашем случае этим средством в борьбе со страстями является болезнь. Странно, что ваш духовник не понимает, что ваше средство (тяжелая болезнь) гораздо тяжелее, чем отказ от какой-либо пищи. По-моему, это понятно любому человеку, что лучше - тяжелая болезнь или просто диета?.. Поэтому Церковь с благословения Святых Отцов дает вам право есть любую пищу даже во время Великого поста, которая в данном случае является просто лекарством.
Первое чудо Спаситель сотворил в Кане Галилейской, где претворил воду в вино. В Библии также говорится, что вино веселит сердце человека. Уже эти примеры говорят о том, что употребление вина само по себе не является грехом. Но помня слова апостола Иакова "все мне дозволено, но чтобы ничто не обладало мною", естественно, употребляя алкоголь, нужно знать меру. Т. е. не терять образ Божий через чрезмерное возлияние. Во время любого поста в субботу и воскресенье дозволяется небольшое употребление вина. Поскольку в монастырях в употреблении было только вино, то ни о каких коньяке и водке в уставе, естественно, речи не идет. Но, тем не менее, опять же, в ограниченных количествах, любые алкогольные напитки можно потреблять.
Правила Церкви в случае болезни разрешают оставлять пост. А совесть человека должна подсказать, когда он может нарушить пост по болезни, а когда - нет. Ваша мама должна знать, что здоровье дает не курица с молоком, а Господь Бог. И не принуждать вас нарушать пост без необходимости. В подобных вопросах (послушание духовнику или маме) слушать надо голос Церкви, которая своими правилами четко регламентирует правила вкушения пищи во время постов.
Поступаем, исходя из обстоятельств, как поступил когда-то один святой. К нему во время Великого поста зашел странник, а у святого не было в доме ничего, кроме вяленого мяса. Чтобы утолить голод странника и одновременно не смущать его нарушением поста, хозяин вместе с гостем ел мясо. Если у вас в доме есть приемлемая постная пища (фрукты, овощи, мед, чай, кофе, галеты..), а в современных условиях это вполне возможно, то можно угостить гостя и постной пищей. Нужно учитывать и возраст гостя, его состояние здоровья, воспитание, реакцию... Если же постной пищи нет, можете вкусить непостной, но не злоупотреблять создавшимся положением (ссылаясь на любовь к гостям, самому съесть больше всех), а делать это ради приличия.
Если сухое молоко сделано из мокрого, то нельзя, а если этот продукт сделан на постном основании (например, на сое), а только называется молоком, тогда можно.
Во время Рождественского и Петровского постов рыба вкушается по субботам и воскресеньям, и в понедельник, вторник и четверг, когда по уставу служба с великим славословием. И даже в среду и пятницу, когда по уставу служба со всенощным бдением. Во время Успенского поста рыба вкушается в праздник Преображения Господня, 19 августа. Во время Великого поста рыба вкушается в праздники Благовещение и Вербное воскресение.
Согласно греческому уставу, по субботам и воскресеньям даже на Афоне во время Великого поста вкушают морепродукты: креветки, кальмары, осьминоги, в которых в изобилии присутствует белок. Но если у вас действительно проблемы со здоровьем, тогда после согласования с духовником в качестве лекарства можно вкушать и рыбу.
Если на время Великого поста вы откажетесь от мясо-молочных продуктов и рыбы, а будете вкушать постные супы-борщи, овощи, фрукты, сухофрукты, то этого будет вполне достаточно. Ограничение в пище является не целью поста, а лишь одним из средств к искреннему покаянию, чтобы во время поста похудело не ваше тело, а "похудели" ваши грехи.
Поблагодарите за поздравления, попейте чайку с баранками и пригласите их на более существенное празднование после поста.
В дни Великого поста полезно читать те молитвословия, которые напоминают нам о страданиях Спасителя (Евангелие, особенно последние главы), Акафист страстям Христовым, Псалтырь. Вообще в пост можно читать любые акафисты и каноны, лишь бы это было не просто чтение, а именно молитва как разговор человека с Богом. Чтобы помочь человеку в покаянном подвиге, в храмах читается Покаянный канон Андрея Критского, совершаются чины Пассии, каноны покаянного характера и т. д.
Постовые записки - это благочестивый обычай. В каждом храме их читают по-разному: и священники, и пономари, в алтаре или посередине храма, на молебнах и панихидах... А смысл примерно такой: во время Великого поста помолиться о живых, чтобы они лучше каялись и исправлялись с Божьей помощью, а также усугубить молитву об усопших, которые сами уже покаяться и помолиться уже не могут.
Читаем и слушаем во время Великого поста, как, впрочем, и в остальное время жизни, все то, что приносит пользу для души, помня при этом о главной цели Великого поста: устранение препятствий между человеком и Богом, т. е. наших грехов. Чтобы помочь себе в этом, человек во время поста чаще ходит в храм, исповедуется, причащается, избегает увеселительных мероприятий, походов в гости. Держит пост в еде, стараясь, чтобы постились глаза (не смотрели куда не надо), чтобы постились ноги (не ходили, куда не надо), чтобы постились руки (не делали того, что не надо), и тогда такой пост будет приятен Господу Богу и уберет препятствия, мешающие нам общаться Ним.
Если у человека пока не получается отказаться от всех "радостей", все-таки лучше хоть что-нибудь изменить в своей жизни на это время, чем вообще ничего.
Если супруг еще не полностью воцерковился, то пускай данная проблема не станет препятствием для его воцерковления, не отпугнула его от Церкви. Ведь многие боятся ходить в храм из-за этих "можно/нельзя". Так что можете ослабить тетиву в этом отношении.
Святые Отцы учат: Богу не нужно урчание наших пустых желудков, но без этого мы не можем стать целомудренными. Конечно, колбаса и Царство Божие никак не связаны, ибо, по слову Священного Писания, Царство Божие - это радость о Святом Духе. Но мы в силу своего несовершенства не можем вот так сразу взять и радоваться о Святом Духе, когда мы ценим радости земные. Чтобы как-то приблизиться к духовным радостям, мы должны постепенно научиться чем-то жертвовать, отказываться от каких-то земных радостей, к примеру, не кушать во время поста колбаску. Ибо, как говорили те же Святые Отцы, это зверя можно укротить лаской, а чем больше мы ласкаем наше тело, тем больше оно свирепеет. Отсюда следует, что ограничение в пище - это не цель, а одно из средств для ее достижения. Все ваши страхи (что вас не поймут, что останетесь в одиночестве) искусственны и надуманы. В наше время уже ничем никого не удивишь. И кто хочет поститься и ходить в церковь, делает это, и никуда от него родные и друзья не деваются.
Нужно каяться не в самом зачатии ребенка, а в нарушении поста супружеской близостью. С надеждой, что никаких отрицательных последствий такого зачатия для ребенка не будет.
В Великий пост жизнь не останавливается. И тем более лучше свои усилия и время употребить на ремонт и прочее, чтобы меньше времени оставалось для грехов. Пост никак не влияет на данную тему.
Если вы приготовите обычную постную пищу, к примеру, борщ, картошку, гречневую кашу, поставите на стол соления, варение без спиртных напитков, то это будет вполне приемлемый поминальный обед.
Великим постом крайне желательно поменьше "вышивать" грехами. А что-то доброе и полезное вышивайте сколько угодно. Если при этом рукоделии вы еще поставите фоном исполнение каких-то церковных покаянных песнопений, чтобы и душа молилась, и руки трудились, и не было возможности грешить, Бог в этом вам в помощь.
Конечно же, в Великий пост разрешается ухаживать за своим телом, за своим здоровьем, как и в обычные дни. Просто мы должны понимать, что в Великий пост мы в первую очередь "ухаживаем" за своей душой.
Если человек вышел на дорогу, споткнулся в пути или даже упал, он поднимается, идет дальше и достигает своей цели. Покайтесь на исповеди в нарушении поста. Все, постимся дальше, при этом помня слова преподобного Иоанна Дамаскина: "Если бы пост заключался только в еде, тогда все коровы были бы святые".