Статьи: О воскресной школе в воспитании детей
Человек - существо сложное: это не только его физический состав, но и душа, которая в свою очередь имеет свои «источники питания». «Душа просит пищи неизмеримо более высокой, чем те наслаждения, которыми пробуют утешить ее люди, далекие от духовной жизни.
Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий
Трудно сегодня воспитать здорового ребенка и телесно и душевно. Однако трудности воспитания связаны прежде всего с теми целями, которые мы, родители, ставим перед собой.
Существует несколько направлений в воспитании: одни родители хотят видеть своих детей сильными и умными, другие -приспособленными к современным условиям жизни; третьи хотят, чтобы в их детях проявились необыкновенные таланты и способности.
Христианское же воспитание, в общем, должно решить три главные задачи:
По заповеди Божией, человек должен возлюбить Бога всем сердцем и ближнего как самого себя. Чтобы достичь такого отношения к Богу и людям, необходима работа над собой, работа, которая заключается в очищении своей души, своего сердца от всякого зла.
Для этого необходимо выполнить частные задачи христианского воспитания:
Все эти задачи поставлены перед человеком не людьми, а Богом, который Один и может судить о степени их выполнения. Решать эти задачи, т. е. правильно воспитывать ребенка, в настоящее время может помочь Православная церковь и Воскресная школа при ней.
Некоторые могут возразить и сказать, что и общеобразовательная школа учит любить природу, делать добро и никогда ничему плохому не учила.
Это, если посмотреть поверхностно, так. Но сегодня обучение в общеобразовательных школах продолжает быть атеистическим. Атеистическое воспитание построено на основе отрицания главных истин христианского учения и имеет не созидательный, а разрушительный характер. Атеистическое воспитание учит, что все земное достаточно для жизни человека, единственный конец которой - смерть.
Если жизнь возникла случайно, как утверждает атеизм, и никакой высшей цели в ней нет, то единственный смысл этой жизни - взять от нее все, что только можно, потому что «живем лишь только раз». Такое воспитание помогает человеку подавлять укоры совести при совершении проступков, ибо смерть скроет от глаз людей грехи, а Бог не увидит, ибо его нет.
Если Бог желает видеть всех людей объединенных братской любовью, то атеизм отчуждает и разделяет людей и не может воспитать в человеке высокие и чистые стремления. И это подтверждает исторический опыт России. При советской власти люди были полностью лишены христианского воспитания. Только в таких условиях героем для подражания мог стать Павлик Морозов - предатель и отцеубийства.
Однако вражья сила не могла полностью уничтожить в народе христианских понятий любви, милосердия, чести и совести, впитанных с молоком матери. Гонители веры списали моральный кодекс строителя коммунизма с заповедей Божиих. Но лишенный любви к Богу и людям, он по своей ущербной сути не мог стать настоящей основой для нравственного воспитания.
Воспитание детей всегда было самым трудным вопросом во все времена, а особенно в наши дни, когда, кажется, все силы ада брошены на то, чтобы отвратить от Бога молодое поколение, сделать мальчишек и девчонок бездумными рабами темных сил. Сегодня, когда врагами Церкви почти достигнута цель растления нравственности славянских народов бывшего Союза как основных носителей Православия, когда нашу православную Русь накрыла грязная волна евро-американских эротико-порнографических фильмов, соединенных культом насилия, когда под адскую какофонию рок-ансамблей заливаются глаза и мозги человека импортным спиртом с красивыми этикетками, когда 13-летние девочки гордятся тем, что могут зарабатывать 10-15 долларов, продавшись на ночь иностранцу, можно смело сказать, что Русь гибнет. Исполняя волю «князя мира сего», на нее двинулись, объединив усилия, легионы лжепророков и проповедников из всех стран мира. Опорочить Церковь, разрушить ее изнутри и снаружи, оторвать от нее молодежь, уловить их в свои сети - основная задача врагов, ибо они знают, что только Православная Церковь является носителем истинного спасительного учения Иисуса Христа, только в Православной Церкви живут и действуют благодатные энергии Святаго Духа, способные вразумлять, очищать и спасать души. Если мы хотим приостановить этот разрушительный процесс духовного и физического растления наших детей, протянуть руку помощи и спасти, нам необходимо понять, что вне Православного воспитания, без обращения к национальным корням - нет спасения. Каждому родителю и учителю следует помнить, какая лежит колоссальная ответственность перед Богом и людьми за воспитание неокрепших душ. Учителям и родителям необходимо в первую очередь самим просвещаться светом Христовой веры, а затем просвещать и других.
И на сегодняшний день такое просвещение дает Православная Церковь. Для углубленного просвещения открыты Воскресные школы детские и взрослые, на уроках которых преподается Закон Божий, данный людям через Священное Писание.
Послушаем вселенского учителя святого И. Златоуста, как превосходно говорит он о воспитании в вере и страхе Божием: «Не безрассудно ли учить детей искусствам, посылать их в училища, ничего не жалеть для их образования, а о воспитании их в наказании и учении Господнем не заботиться? За то-то сами мы первые пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержными, непослушными, развратными! Не будем же поступать таким образом и послушаем увещаний блаженного Павла: станем воспитывать детей своих в наказании и учении Господнем, подадим им пример благочестия, заставим их с раннего возраста упражняться в чтении Писаний. Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях, и с тем, чтобы воспитывать их в наказании и учении Господнем. Не так полезно образовать сына - говорит И. Златоуст, - преподавая науки и знания, посредством которых он будет приобретать деньги, сколько если научить его искусству презирать деньги. Не заботься о том, чтобы сделать известным его по учености и доставить ему славу, но старайся научить его презирать славу, от этого он будет славнее и знаменитее. Это возможно богатому и бедному.
Очень важным моментом в воспитании детей является то, указывают святые отцы, что воспитание надо начинать с раннего возраста. Святые отцы говорят: чему научишь в детстве человека, что он в это время будет видеть и слышать, то и останется с ним на всю жизнь. Раньше христиане старались запечатлеть в детском уме живые познания о Спасителе еще с матерним молоком, грамоте их учили по Библии, которая была предпочитаема всем другим книгам. «Если вы хотите, - говорили учители Церкви родителям, - чтобы ваши дети слушались вас, то приучайте их к слову Божию».
Одна из самых трудных задач в деле воспитания есть раскрытие совести. Человек без совести - язва тоШШг Наука не спасает от бесчестных поступков. Только лишь страх Божий может сохранить от всякого бесчестного дела, только с Богом в совести человек везде хорош и везде надежен. Это знают и простые люди и выражаются очень определенно: «Бога в тебе нет», - говорят они человеку, потерявшему совесть.
Но мало знать доброе и желать его, надо еще иметь силу его достигнуть. Чтобы воспитать в человеке совесть, твердую волю необходима постоянная духовная бодрость, постоянное исправление и понуждение себя к добру. И где же, в какой человеческой системе воспитания найдете столько приемов для упражнения воли, такую близость их ко всякой доброй деятельности и такое приспособление ко всем возрастам и состояниям, как в Православной Церкви, и, в частности, Воскресных школах? Под руководством Церкви дети в Воскресной школе получают назидательные практические уроки из учения о Боге, которые глубоко залегают в памяти и сознании и остаются в душах детей в качестве усвоенных навыков.
Сейчас многими просвещенными людьми подвергаются нареканиям посещения детьми церковных служб. Зачем, говорят истязать детей постом, длинным стоянием на службах и т. п.
Эту суровую школу духовных упражнений наш народ с усердием проходил под руководством христианских подвижников в течение почти тысячи лет и в ней приобрел те высокие свойства, которые сделали его народом великим. А нам, в наш просвещенный век, приходится к сожалению видеть его нравственно расслабевающим. От суровости школы церковной не вымерли и не оскудели дарованиями древние дворянские роды, не упал дух народный. Народ наш сердцем понимал, какие сокровища он из церкви выносит; в ней он живет духом. Оттого, как мы помним, из событий отечественной истории, он готов был положить жизнь свою за веру православную, за храмы, за святыни родной земли. Христианские родители верят, что в храме дети получают Божие благословение, что здесь всеваются в их души семена веры и благочестия, помня слова самого Спасителя: «Оставьте детей идти ко мне, не возбраняйте им».