Церковнославянский словарь онлайн

Аскетизм

Значение слова (словосочетания) аскетизм. Что такое аскетизм. Что значит аскетизм

Аскетизм – устремление человеческой воли посредством подвигов к стяжанию Божественной благодати, спасающей, исцеляющей, преображающей и обновляющей человеческое естество, подвергшееся грехопадению. Аскетизм есть напряженное усилие человека в стяжании благодати Святого Духа как залога спасения и Царства Небесного.

Наука о христианском подвижничестве именуется аскетикой.

В христианство слово аскетизм и его формы «аскеза», «аскет» пришло из античной культуры. Слово аскетика восходит к глаголу аскео (греч. ασκεο), который в античной культуре обозначал искусное и старательное обрабатывание грубого материала, украшение или обустройство жилища или упражнение, развивающее телесные и душевные силы. Христианство сохранило для себя это слово в значении напряжения, труда, усилия и упражнения. Вместе с этим оно добавило к этому слову новый смысл, которого не знал языческий мир. Христианский аскетизм стал усилием по приобретению неизвестных языческому миру добродетелей, выраженных в заповедях любви к Богу и ближнему. Христианский аскетизм стал означать особое волевое действие. Это волевое действие человека, поддерживаемое действием Бога, Который желает внутреннего преображения и изменения человека, помогает ему Своей благодатью на пути исполнения заповедей. Именно в синергизме (сотрудничестве, согласовании) двух воль, Божественной и человеческой, заключается основополагающий принцип христианского аскетизма.

По учению святых отцов, аскетические усилия (подвиги) сами по себе еще не ведут к совершенству. Выделяя телесные и душевные подвиги (телесное и душевное или умное делание), святые отцы утверждают их необходимость для подтверждения ревности и желания человека в деле спасения, но в то же время указывают, что все аскетические усилия не имеют самоценности. Спасти, преобразить, исцелить и обновить человеческое естество может только Божественная благодать. Только через ее осеняющие действие человеческие подвиги приобретают смысл.

Св. Феофан Затворник подчеркивает, что все человеческие подвиги – пост, труд, бдение, уединение, удаление от мира, хранение чувств, чтение Священного Писания и др. сами по себе останутся лишь упражнениями, если через них не пройдет Божественная благодать. «Вступая в подвиг, не на нем останавливай свое внимание и сердце, – учит св. Феофан Затворник, – но минуй его как нечто стороннее, – разверзай себя для благодати, как готовый сосуд, полным Богу преданием». Присутствие благодати в человеческой душе знаменует себя соуслаждением всему духовному, любовью к Богу и ближнему, обилием духовных сил для исполнения евангельских заповедей. Стяжание благодати есть живое Богообщение. Оно есть вселение Бога в человека – «последняя цель искания человеческого духа» (св. Иоанн Лествичник).

← Назад

АКТУАЛЬНОЕ

в галереях:

Что сделал ближнему своему, то сделал Мне. Проповедь, 18.05.2022 г.

О свободном выборе человека между добром и злом. Проповедь, 07.05.2022 г.

О терпении и страданиях. В праздник Великомученика Георгия Победоносца. Проповедь 06.05.2022 г.

О причащении Святых Христовых Таин. Проповедь, 2 мая 2022 г.

Война. О едином на потребу. Проповедь в Великую субботу, 23.04.2022 г.

Проповедь в день Похвалы Пресвятой Богородицы. 09.04.2022 г.

О спасении души. Проповедь в праздник Благовещения. 07.04.2022 г.

Не в силе Бог, а в правде. Проповедь, 27.03.2022 г.

Церковь и война. Проповедь, 26.03.2022 г.

О неосуждении. Проповедь. 22.03.2022 г.

Проповедь в Мясопусную родительскую субботу. 26.02.2022 г.

Проповедь в праздник трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. 12.02.2022 г.

Проповедь в праздник святителя Иоанна Златоуста. 09.02.2022 г.

Прививка - печать Антихриста или лекарство? Проповедь.