Церковнославянский словарь онлайн

Аскетизм

Значение слова (словосочетания) аскетизм. Что такое аскетизм. Что значит аскетизм

Аскетизм – устремление человеческой воли посредством подвигов к стяжанию Божественной благодати, спасающей, исцеляющей, преображающей и обновляющей человеческое естество, подвергшееся грехопадению. Аскетизм есть напряженное усилие человека в стяжании благодати Святого Духа как залога спасения и Царства Небесного.

Наука о христианском подвижничестве именуется аскетикой.

В христианство слово аскетизм и его формы «аскеза», «аскет» пришло из античной культуры. Слово аскетика восходит к глаголу аскео (греч. ασκεο), который в античной культуре обозначал искусное и старательное обрабатывание грубого материала, украшение или обустройство жилища или упражнение, развивающее телесные и душевные силы. Христианство сохранило для себя это слово в значении напряжения, труда, усилия и упражнения. Вместе с этим оно добавило к этому слову новый смысл, которого не знал языческий мир. Христианский аскетизм стал усилием по приобретению неизвестных языческому миру добродетелей, выраженных в заповедях любви к Богу и ближнему. Христианский аскетизм стал означать особое волевое действие. Это волевое действие человека, поддерживаемое действием Бога, Который желает внутреннего преображения и изменения человека, помогает ему Своей благодатью на пути исполнения заповедей. Именно в синергизме (сотрудничестве, согласовании) двух воль, Божественной и человеческой, заключается основополагающий принцип христианского аскетизма.

По учению святых отцов, аскетические усилия (подвиги) сами по себе еще не ведут к совершенству. Выделяя телесные и душевные подвиги (телесное и душевное или умное делание), святые отцы утверждают их необходимость для подтверждения ревности и желания человека в деле спасения, но в то же время указывают, что все аскетические усилия не имеют самоценности. Спасти, преобразить, исцелить и обновить человеческое естество может только Божественная благодать. Только через ее осеняющие действие человеческие подвиги приобретают смысл.

Св. Феофан Затворник подчеркивает, что все человеческие подвиги – пост, труд, бдение, уединение, удаление от мира, хранение чувств, чтение Священного Писания и др. сами по себе останутся лишь упражнениями, если через них не пройдет Божественная благодать. «Вступая в подвиг, не на нем останавливай свое внимание и сердце, – учит св. Феофан Затворник, – но минуй его как нечто стороннее, – разверзай себя для благодати, как готовый сосуд, полным Богу преданием». Присутствие благодати в человеческой душе знаменует себя соуслаждением всему духовному, любовью к Богу и ближнему, обилием духовных сил для исполнения евангельских заповедей. Стяжание благодати есть живое Богообщение. Оно есть вселение Бога в человека – «последняя цель искания человеческого духа» (св. Иоанн Лествичник).

← Назад

АКТУАЛЬНОЕ

в галереях:

Умершие, которых кремировали, не смогут воскреснуть?

Можно ли солгать?

Промыслительный случай на дороге.

Жениться или нет?! Проповедь, 06.12.2024 г.

Уроки праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Проповедь 04.12.2024 г.

Святой Николай и портфель с деньгами.

Не забудь купить лотерейный билет.

Пост - наш путь к Рождеству. Проповедь, 28.11.2024 г.

Как найти Бога?

Как святой Нектарий оплатил ремонт машины.

Бог не спросит, какой у тебя дом или какая машина, но спросит, как ты ими распоряжался.

Бог есть любовь. Так почему же люди страдают?

Сказал безумец в сердце своем: "Нет Бога".

Барская карета и телега крестьянина.

Не стоит искать скрытые смыслы в том, где их нет.

Парикмахеров не существует.

Господи, преврати меня в телевизор.

Как хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовой.

Киево-Печерская лавра - как не покрестить козла? Проповедь, 24.03.2023 г.