Борьба с помыслами
Борьба с помыслами - в православной аскетической литературе принято понимать молитвенное усилие христианского подвижника по противостоянию греховным мыслям (помыслам, образам, мечтаниям).
Следуя свв. Отцам, греховные помыслы приходят в душу или от падших духов, или берут повод от внешних чувственных предметов. Все греховные помыслы несут в себе образы явлений и предметов чувственно воспринимаемого мира и предложение греховного наслаждения. Они стремятся подчинить себе ум, но в то же время воздействуют на человеческое сердце, испорченное страстями.
Святые отцы учат, что мысленная брань или борьба, сопровождаемая победой или поражением, происходит в нас различно: сперва возникает представление помысла или предмета – прилог; потом принятие его – сочетание; далее согласие с ним – сложение; за ним порабощение от него – пленение; и, наконец – страсть.
Задача человека – противостоять воздействию греховного помысла, то есть не принять его. С этой задачей человек не в состоянии справиться собственными усилиями. Само человеческое естество заражено грехом, и помысел находит сочувствие в испорченном человеческом сердце. Противостояние помыслам и победа над ними возможна только с помощью обращения к всесвятому Богу, исполнимо только при содействии Божественной благодати. Именно поэтому борьба с помыслами сводится к усиленной молитве, то есть является молитвенным подвигом.
Начинающим борьбу с помыслами опытные христианские подвижники советуют непрекословие. «Не прекословь помыслам, всеваемым в тебя врагом, но лучше молитвою к Богу прерывай беседу с ними», – учит святой Исаак Сирин. «Должно ли прекословить борющему нас помыслу? – спрашивают святые Варсануфий и Иоанн, и дают ответ. – Не прекословь; потому что враги сего желают и (видя прекословие) не перестанут нападать; но помолись на них Господу, повергая пред Ним немощь свою, и Он может не только отогнать, но и совершенно упразднить их».
Молитвенное стояние против помыслов требует не только напряжения душевных сил (душевного подвига), но и подвигов тела (пост, бдения, труд и др.), которые помогают временно сковать страсти. «Необходим подвиг для христианина, – учит святитель Игнатий (Брянчанинов), – но не подвиг освобождает христианина от владычества страстей: освобождает его десница Вышнего, освобождает его благодать Святого Духа».
Вкусивший Божественной благодати человек не допускает помысел в сердце, потому что вместо низких страстей «возобладало в нем другое, лучшее их вожделение» (св. Исаак Сирин). По слову святого Исаака Сирина, он мертв для страстей не в силу отсутствия самих искушений и помыслов, не из-за успокоения по причине рассудительности и собственных дел, а в силу действия услаждающей и насыщающей его душу благодати Святого Духа.
Борьба с помыслами есть часть душевного молитвенного (внутреннего) подвига христианина. У христианских подвижников (прежде всего в монастырях) эта борьба неразрывно связана с практикой умного делания – непрестанной молитвой Иисусовой.
в статьях:
Рождественский пост: дорога к радости
в галереях:
Четвертая неделя Великого Поста. Преподобного Иоанна Лествичника
О современном младостарчестве. Проповедь в праздник святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
О кротости. Слово в день памяти преподобного Серафима Саровского. Проповедь. 15.01.2021 г.
С новолетием благости Божьей. Проповедь 14.01.2021 г.
С Рождеством Христовым! Проповедь. 07.01.2021 г.
День рождения настоятеля. Поздравление. 31.12.2020 г.
О причащении умирающих. Проповедь в праздник великомученицы Варвары. 17.12.2020 г.
Духовные чада отца Виктора празднуют день святителя Николая. 22.12.2013 г.
Святая великомученица Варвара, моли Бога о нас! 17.12.2013 г.
Проповедь в праздник святителя Николая Чудотворца. 19.12.2011 г.
Проповедь: Введение во храм Пресвятой Богородицы. 04.12.2011 г.
в вопросах и ответах:
Святой Николай Угодник
Рождество
Свадьба в Варварин день
пост и болезнь
Поминки 19 декабря
праздник Святого Николая для детей
о праздновании дня Святого Николая
Подарки детям в день св. Николая и на Рождество Христово