Церковнославянский словарь онлайн

Энергии Божественные, Божественные энергии , нетварные энергии

Значение слова (словосочетания) энергии Божественные. Что такое энергии Божественные. Что значит энергии Божественные

Энергии Божественные (нетварные энергии) – принятое в православном богословии обозначение Божественных действий (греч. energeia – действие, деятельность); сущностное «движение» природы, проявления Божественной сущности; но не сама Божественная сущность.

Раскрывая бытие Бога, Православная Церковь не ограничивается указанием на одну непознаваемость Божественной сущности. Учение о непознаваемости и трансцендентности Божественной сущности, Церковь дополняет учением о доступности и имманентности Бога в Его энергиях. Различение Божественной сущности и энергий можно обнаружить у большинства греческих отцов вплоть до первых веков существования Церкви. Вместе с тем наиболее полно его выразил св. Григорий Палама. Документальное закрепление это различие нашло в Актах Константинопольского собора 1351г. Следуя св. Григорию и Соборным Актам, между сущностью и энергией присутствует различие. Божественная сущность не допускает причастности себе, безымянна и неименуема, едина, а энергии допускают причастие, именуемы, множественны и разнообразны. В то же время единство Божественной сущности и энергий неслиянно, а различие нераздельно. Энергия сущности нетварна как действие Триипостасного Божества, не вносит разделения в саму сущность и не нарушает ее простоты, к энергии также приложимо имя «Божество», она тоже есть сам Бог. Энергии Бога и есть нетварная Божественная благодать, исходящая из Божественной сущности. Именно Божественным энергиям приобщается христианский подвижник. Отсюда и сама Божественная сущность становится одновременно непричастна и некоторым образом причастна человеку. «Когда мы говорим, что божественная сущность приобщима не в самой себе, а в своих энергиях, – объясняет св. Григорий Палама, – мы остаемся в границах благочестия». Таким образом, различение Божественной сущности и энергий обосновывает возможность причастия Божественного естества, открывает перспективу благодатного обожения человека.

← Назад

АКТУАЛЬНОЕ

в галереях:

Что сделал ближнему своему, то сделал Мне. Проповедь, 18.05.2022 г.

О свободном выборе человека между добром и злом. Проповедь, 07.05.2022 г.

О терпении и страданиях. В праздник Великомученика Георгия Победоносца. Проповедь 06.05.2022 г.

О причащении Святых Христовых Таин. Проповедь, 2 мая 2022 г.

Война. О едином на потребу. Проповедь в Великую субботу, 23.04.2022 г.

Проповедь в день Похвалы Пресвятой Богородицы. 09.04.2022 г.

О спасении души. Проповедь в праздник Благовещения. 07.04.2022 г.

Не в силе Бог, а в правде. Проповедь, 27.03.2022 г.

Церковь и война. Проповедь, 26.03.2022 г.

О неосуждении. Проповедь. 22.03.2022 г.

Проповедь в Мясопусную родительскую субботу. 26.02.2022 г.

Проповедь в праздник трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. 12.02.2022 г.

Проповедь в праздник святителя Иоанна Златоуста. 09.02.2022 г.

Прививка - печать Антихриста или лекарство? Проповедь.