Церковнославянский словарь онлайн

Царские врата

Значение слова (словосочетания) царские врата. Что такое царские врата. Что значит царские врата

Царские врата – врата, находящиеся посредине иконостаса и ведущие к престолу. Называются так потому, что чрез них выносятся на литургии Святые Дары – выходит к верующим сам Господь – Царь Славы (Пс.23:7, 10)

В богослужении открытие Царских врат символизирует отверзение Небесного Царства. Сквозь них позволяется проходить только священнослужителям.
Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими вратами. Царскими они называются потому, что символизируют вход в Царство Божье.
Царство Божье открыто нам через Благую весть, поэтому на Царских вратах дважды изображается благовещенская тема: сцена Благовещения с Девой Марией и Архангелом Гавриилом, а также четыре евангелиста, благовествующие миру.
Когда-то на литургический возглас «Двери, двери!» служители закрывали наружные двери храма, и они носили название Царских, ибо все верующие суть царственное священство, теперь же закрываются двери алтаря. Закрываются Царские врата и во время Евхаристической молитвы, так что благодарящие Господа за Его искупительную жертву находятся как бы по разные стороны алтарной преграды. Но для того, чтобы связать тех, кто стоит вне алтаря, и то, что происходит в алтаре, над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря» (или «Причащение апостолов»). Иногда на створках Царских врат помещают изображения творцов литургии свв. Василия Великого и Иоанна Златоуста.
Справа от Царских врат расположена икона Спасителя, где Он изображен с Книгой и благословляющим жестом. Слева – икона Богородицы (как правило, с Младенцем Иисусом на руках). Христос и Богородица встречают нас во вратах Царства Небесного и ведут к спасению через всю нашу жизнь. Господь сказал о Себе: «Я есть путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6); «Я – дверь овцам» (Ин.10:7). Богородицу называют Одигитрией, что значит"путеводительница» (обычно здесь и помещают иконографический вариант Богоматери Одигитрии).
Икона, следующая после образа Спасителя (справа по отношению к предстоящим), изображает святого или праздник, в честь которого данный храм назван. Если вы вошли в незнакомый храм, достаточно посмотреть на вторую икону справа от Царских врат, чтобы определить, в каком храме вы находитесь – в Никольском храме на этом месте будет образ св. Николая Мирликийского, в Троицком – икона Святой Троицы, в Успенском – Успение Пресвятой Богородицы, в храме Космы и Дамиана – образ свв. бессребреников и т.д.
Кроме Царских врат, в нижнем ряду расположены также южные и северные двери (называемые ещё диаконскими, потому, что именно диакон в процессе богослужения пользуется ими чаще других). Как правило, они гораздо меньшего размера и ведут в боковые части алтаря – жертвенник, где совершается Проскомидия, и дьяконник или ризницу, где священник облачается перед литургией и где хранятся облачение и утварь. На дьяконских дверях обычно изображают либо архангелов, символизирующих ангельское служение священнослужителей, либо первомучеников архидиаконов Стефана и Лаврентия, показавших истинный пример служения Господу.
Изнутри Царских врат привешивается завеса (греч. καταπέτασμα — катапетасма), которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения.
Царские врата открываются только во время богослужения и только в определенные его моменты. Во время Светлой (Пасхальной) седмицы не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос отверз нам врата Небесного Царствия.
Царские врата отверзаются во время Литургии:
  • для Малого входа с Евангелием, знаменующего явление Господа на проповедь Евангелия, а по прочтении Евангелия затворяются;
  • для Великого входа, на котором Святые Дары переносятся с жертвенника на престол, после закрываются, что обозначает сошествие Спасителя во ад;
  • при изнесении Святых Даров для причащения народа, что изображает явление Господа Своим ученикам по воскресении, вознесение на небо и Открытие Царства Небесного.

← Назад

АКТУАЛЬНОЕ

в галереях:

Начинать спасаться никогда не поздно. Проповедь, 22.03.2023 г.

Пассия: цена нашего спасения. Проповедь, 19.03.2023 г.

Выбор каждого: я человек или животное? Проповедь, 11.03.2023 г.

Постимся или не постимся. Проповедь, 10.03.2023 г.

Великий пост - наша десятина Богу. Проповедь, 08.03.2023 г.

Постятся не только уста, но и руки, ноги, уши, глаза...

Сатанизм, гомосексуализм, эвтаназия... и совесть. Проповедь, 25.02.2023 г.

Стоит ли бежать от войны? Проповедь, 11.02.2023 г.

Учитель 16 веков. Проповедь, 09.02.2023 г.

Чем мы готовы пожертвовать ради Христа? Проповедь, 06.02.2023 г.

Народ, который не познал причин настоящих бедствий, не избежит их и в будущем. Проповедь, 29.01.2023 г.

Израиль по стопам Христа. Проповедь, 28.01.2023 г.

Как в современном мире быть апостолом? Проповедь, 27.01.2023 г.

Крещение Господне на Святой земле, 17-22.01.2023 г.

Готовы ли мы последовать примеру мученицы Татьяны? Проповедь, 25.01.2023 г.

Крещение Господне на Святой Земле. 18.01.2023 г. - 21.01.2023 г.

Война - зло несомненное, а гонения на Церковь - ......?! Проповедь. 14.01.2023 г.

Испытания в Церкви показывают нам, мы истинные христиане или нет. Проповедь, 01.01.2023 г.

Православную Церковь победить невозможно. Проповедь, 17.12.2022 г.

Храмы разрушены, священники убиты... Проповедь, 14.10.2022 г.

Война и любовь. Проповедь, 09.10.2022 г.

Война. Кто виноват: Бог или люди? Проповедь, 08.10.2022 г.