Значение слова (словосочетания) цель воплощения. Что такое цель воплощения. Что значит цель воплощения
Цель воплощения Целью воплощения Бога является благодатное восстановление (исцеление, уврачевание, обновление) человеческого естества, подвергшегося грехопадению.
Чтобы исцелить человечество от греха нужно было, чтобы Всесвятое естество Бога соединилось с естеством человека. Такое соединение произошло в Богочеловеке Иисусе Христе. Восприняв всю полноту человеческого естества, Бог стал в Нем единосущен нам по человеческому естеству, во всем подобен нам, кроме греха. Своей Крестной смертью и Воскресением Он упразднил власть греха над человеком и открыл человечеству путь к соединению Собой. Он предоставил уверовавшим в Него людям дар обо́жения – возможность приобщения к нетварной Божественной благодати, исцеляющей, восстанавливающей и обновляющей человеческое естество. Это прекрасно выразили Святые Отцы:
«Бог вочеловечился, чтобы мы обожились» (Афанасий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Максим Исповедник).
Для спасения людей необходимо было, чтобы Сын Божий воплотившийся воспринял полную человеческую природу (душу и тело). Поэтому Боговоплощение есть начало обожения целостного человеческого естества, которое было воспринято Спасителем во всей полноте. Поэтому важнейший сотериологический принцип Православия, сформулированный свт. Григорием Великим в полемике с Аполлинарием Лаодикийским, гласит: «Не воспринятое – не уврачевано». Цель восприятия человеческой природы состоит в ее исцелении и преображении, поэтому только то может быть исцелено и преображено, что воспринято в Воплощении. Если мы чаем всецелого спасения и по телу, и по душе, и по уму, т. е. спасения всего нашего естества, а не только некоторой части его, то мы должны исповедовать, что человечество было воспринято Спасителем во всей полноте.
«Бог соделался человеком, дабы человек смог стать Богом». Эти глубокие слова, которые мы впервые находим у святого Иринея («Господь наш по неизмеримой благости Своей сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он») встречаются затем и в трудах святителя Афанасия («Он (Сын Божий) вочеловечился, чтобы мы обожились»), святителя Григория Богослова, святого Григория Нисского. Впоследствии отцы Церкви и православные богословы повторяли их из века в век, желая выразить в этой предельно краткой фразе самую сущность христианства: неизреченное снисхождение Бога до последних пределов нашего человеческого падения, до смерти, – снисхождение, открывающее людям путь восхождения, безграничные горизонты соединения твари с Божеством… Нужно было добровольное уничижение Сына Божия, дабы падшие люди смогли выполнить свое призвание, призвание к обожению (Θέοις) твари действием нетварной благодати».
В. Н. Лосский