Церковнославянский словарь онлайн

Единосущие

Значение слова (словосочетания) единосущие. Что такое единосущие. Что значит единосущие

Единосущие (греч. homoousios) – понятие православного богословия, отражающее бытийное тождество Божественной природы (сущности, естества) Лиц Пресвятой Троицы, а также бытийное тождество человеческой природы Христа и всего человеческого рода.

Понятие «единосущие» было принято и утверждено в его православном понимании на Никейском Соборе 325 г., который вошел в церковную историю под именем I Вселенского. Суть Никейской веры выражалась в понятиях homoousios («единосущный») и ek tes ousias («из сущности»). Оба понятия утверждали единство бытия Отца и Сына, предвечно рожденного из сущности Отца, единосущного Ему. «Веруем… во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, Которым все приведено в бытие», – говорил Символ веры Никейского Собора.
После Никейского собора понятие «единосущие» приобрело другой оттенок. Три Великих Каппадокийца (св. Григорий Богослов, св. Григорий Нисский, св. Василий Великий) использовали понятие «сущность» (греч. ousia) в качестве родового понятия, обозначающего божественную природу в целом, а понятие ипостась как видовое, для обозначения индивидуального бытия. Понимание единосущия было расширено, распространено на Божественную сущность, общую всем трем Ипостасям Пресвятой Троицы.
Великие Каппадокийцы учат о Божественной сущности как о единственной («единичной») и единой. Признак Божественной сущности есть единичность и единство, говорит св. Василий Великий. Божественная природа трех Ипостасей одна, указывает св. Григорий Нисский, всегда пребывает Единицей нераздельной, нераздробляемой и всецелой. «Все Три суть Одно, – учит св. Григорий Богослов, – Единица в Троице поклоняемая и Троица в Единице возглавляемая, вся достопоклоняемая, вся царственная, единопрестольная, равнославная, премирная и превысшая времени, несозданная, невидимая, непостижимая».
Единосущие Ипостасей Пресвятой Троицы означает Их со-природность, совершенное взаимопроникновение и нерасторжимое взаимное общение. По слову св. Кирилла Александрийского, Они «существенно пребывают друг в друге». Природное сопребывание Ипостасей подразумевает единство Божественной жизни, которое выражается в совершенном единстве Божественной воли и действий. При этом нерасторжимое взаимообщение ипостасей не устраняет особенности Божественных Лиц, сохраняющих Свое особое индивидуальное существование.
Понятие «единосущие» употребляется в православном богословии и в несколько ином смысле. Речь идет о «двойном единосущии» Богочеловека, который единосущен Отцу по Божеству (Ипостась Сына), а роду человеческому по человечеству. Соединяя в Своей единой Ипостаси две природы, Богочеловек явил совершенного Бога и совершенного человека. Как человек, Он имеет всю человеческую природу – единосущные человечеству тело и душу, является во всем подобен нам за исключением греха. Как Бог, Он предвечно рождается из сущности Отца, единоприроден Ему.

← Назад

АКТУАЛЬНОЕ

в галереях:

Умершие, которых кремировали, не смогут воскреснуть?

Можно ли солгать?

Промыслительный случай на дороге.

Жениться или нет?! Проповедь, 06.12.2024 г.

Уроки праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Проповедь 04.12.2024 г.

Святой Николай и портфель с деньгами.

Не забудь купить лотерейный билет.

Пост - наш путь к Рождеству. Проповедь, 28.11.2024 г.

Как найти Бога?

Как святой Нектарий оплатил ремонт машины.

Бог не спросит, какой у тебя дом или какая машина, но спросит, как ты ими распоряжался.

Бог есть любовь. Так почему же люди страдают?

Сказал безумец в сердце своем: "Нет Бога".

Барская карета и телега крестьянина.

Не стоит искать скрытые смыслы в том, где их нет.

Парикмахеров не существует.

Господи, преврати меня в телевизор.

Как хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовой.

Киево-Печерская лавра - как не покрестить козла? Проповедь, 24.03.2023 г.