Церковнославянский словарь онлайн

Ипостась

Значение слова (словосочетания) ипостась. Что такое ипостась. Что значит ипостась

Ипостась – понятие православного богословия, принятое для выражения способа бытия Божественной природы (сущности), равнозначно понятию «Лицо».

Понятие «ипостась» в обиходном языке означало просто существование. Попадая в философию, оно стало принимать значение индивидуального бытия.
Смысл этого понятия был преобразован православным богословием Великих Каппадокийцев: св. Василия Великого, св. Григория Богослова и св. Григория Нисского. Прежде всего, Великие Каппадокийцы последовательно разграничили смысл понятий «сущность» (природа, естество) и «ипостась». Следуя их пониманию, различие между сущностью и ипостасью есть различие между общим и особенным (частным). «Во Св. Троице иное есть общее, а иное особенное: общее приписывается существу, а ипостась означает особенность каждого Лица», – учит св. Василий Великий. «Первое, – говорит также св. Григорий Богослов, – означает природу Божества, а последнее – личные свойства Трех». Св. Григорий Нисский разъяснял, что три Ипостаси относятся к отличному в Боге, а Бог есть имя единой и неразличимой сущности. Отождествив Лицо и Ипостась, Великие Каппадокийцы ввели новое понятие – «личность», которого не знал языческий мир. Следуя их мысли, личность не является частью сущности или природы, не сводится к природному бытию, не мыслится в природных категориях. Божественные Лица, по словам ученика Великих Каппадокийцев свт. Амфилохия Иконийского, есть способ бытия Божественной природы. Это значит, что единый Бог христианства не является безличной сущностью философских спекуляций, не есть абстракция, лишенная живого личного отношения к человеку. Он имеет конкретное Личное (Ипостасное) существование, Его природа существует лично, она – живое личное бытие. При этом личное существование создавшего мир Бога превышает человеческий разум. Человеческий разум тварен, а создавший его Бог бесконечно превосходит тварное естество, раскрываясь человеку в непостижимом единстве нераздельных Божественных Лиц Троицы, Которая есть Начало всего, Творец мира. Ипостасью Богочеловека Иисуса Христа в Православии признается Ипостась Сына Божия, Нетварного Божественного Логоса. К Ипостаси Иисуса Христа прилагается наименование единой и сложной.

← Назад

АКТУАЛЬНОЕ

в галереях:

Начинать спасаться никогда не поздно. Проповедь, 22.03.2023 г.

Пассия: цена нашего спасения. Проповедь, 19.03.2023 г.

Выбор каждого: я человек или животное? Проповедь, 11.03.2023 г.

Постимся или не постимся. Проповедь, 10.03.2023 г.

Великий пост - наша десятина Богу. Проповедь, 08.03.2023 г.

Постятся не только уста, но и руки, ноги, уши, глаза...

Сатанизм, гомосексуализм, эвтаназия... и совесть. Проповедь, 25.02.2023 г.

Стоит ли бежать от войны? Проповедь, 11.02.2023 г.

Учитель 16 веков. Проповедь, 09.02.2023 г.

Чем мы готовы пожертвовать ради Христа? Проповедь, 06.02.2023 г.

Народ, который не познал причин настоящих бедствий, не избежит их и в будущем. Проповедь, 29.01.2023 г.

Израиль по стопам Христа. Проповедь, 28.01.2023 г.

Как в современном мире быть апостолом? Проповедь, 27.01.2023 г.

Крещение Господне на Святой земле, 17-22.01.2023 г.

Готовы ли мы последовать примеру мученицы Татьяны? Проповедь, 25.01.2023 г.

Крещение Господне на Святой Земле. 18.01.2023 г. - 21.01.2023 г.

Война - зло несомненное, а гонения на Церковь - ......?! Проповедь. 14.01.2023 г.

Испытания в Церкви показывают нам, мы истинные христиане или нет. Проповедь, 01.01.2023 г.

Православную Церковь победить невозможно. Проповедь, 17.12.2022 г.

Храмы разрушены, священники убиты... Проповедь, 14.10.2022 г.

Война и любовь. Проповедь, 09.10.2022 г.

Война. Кто виноват: Бог или люди? Проповедь, 08.10.2022 г.