Церковнославянский словарь онлайн

Хлеб освящённый

Значение слова (словосочетания) хлеб освящённый. Что такое хлеб освящённый. Что значит хлеб освящённый

Хлеб освящённый Хлеб в Церкви – символ Христа.

Об этом сказал Он Сам: «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). Если земной хлеб питает человеческую жизнь, то Христос, Хлеб небесный, приобщает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности. И ещё хлеб – символ самой Церкви. Вот как об этом говорится в древней евхаристической молитве: «Как этот хлеб был рассеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так будет собрана Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие» (Дидахе, гл.9).
Просфора своим происхождением уходит в древние времена. В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей – все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложения в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения литургии. Со временем стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры в церкви, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги. Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая».
В конце литургии молящимся раздается антидор – маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов анти – вместо и ди орон – дар, то есть точный перевод этого слова – вместодарие. «Антидор, – говорит святой Симеон Солунский, – есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их». Слово артос (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе – просфора всецелая. Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня. Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос Воскресе!»

← Назад

АКТУАЛЬНОЕ

в галереях:

Что сделал ближнему своему, то сделал Мне. Проповедь, 18.05.2022 г.

О свободном выборе человека между добром и злом. Проповедь, 07.05.2022 г.

О терпении и страданиях. В праздник Великомученика Георгия Победоносца. Проповедь 06.05.2022 г.

О причащении Святых Христовых Таин. Проповедь, 2 мая 2022 г.

Война. О едином на потребу. Проповедь в Великую субботу, 23.04.2022 г.

Проповедь в день Похвалы Пресвятой Богородицы. 09.04.2022 г.

О спасении души. Проповедь в праздник Благовещения. 07.04.2022 г.

Не в силе Бог, а в правде. Проповедь, 27.03.2022 г.

Церковь и война. Проповедь, 26.03.2022 г.

О неосуждении. Проповедь. 22.03.2022 г.

Проповедь в Мясопусную родительскую субботу. 26.02.2022 г.

Проповедь в праздник трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. 12.02.2022 г.

Проповедь в праздник святителя Иоанна Златоуста. 09.02.2022 г.

Прививка - печать Антихриста или лекарство? Проповедь.