Церковнославянский словарь онлайн

Крест нательный, нательный крест

Значение слова (словосочетания) крест нательный. Что такое крест нательный. Что значит крест нательный

Крест нательный – видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви, исповедания христианской веры, средство благодатной защиты.

Крест – величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления. В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: «Крест – хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва».
Нательный крест вручается крещеному человеку, который становится христианином на постоянное ношение на самом важном месте (у сердца) как образ Креста Господня, внешний признак православного христианина. Это делается также в напоминание, что Крест Христов – оружие против падших духов, имеющий силу исцелять и даровать жизнь. Вот почему Крест Господень называется Животворящим! Он – свидетельство того, что человек есть христианин (последователь Христа и член Его Церкви). Вот почему грех – тем, кто носит крестик для моды, не являясь членом Церкви. Осознанное же ношение нательного крестика является бессловесной молитвой, позволяющей этому крестику являть подлинную силу Первообраза – Креста Христова, которая и защищает носителя всегда, даже если он и не попросит помощи, или не имеет возможности перекреститься.
Совершая таинство Крещения, священник надевает на младенца крестик, который с этого момента становится неразлучным спутником нового члена Церкви. Крестик не принято снимать при купании или переодевании (в прежние времена в банях имелись даже деревянные крестики, которые надевали в парилку взамен своих). К сожалению, есть и «знающие» советчики: медицинские сестры, соседки, подруги, которые авторитетно убеждают маму снять с ребенка крестик: мол маленький еще, запутается в тесемке, кожу натрет и т. п.

Существуют канонические формы крестов – четырех-, шести-, восьмиконечные; с полукружием внизу и другие. Каждая линия имеет глубокое символическое значение. На Руси более приняты восьмиконечные нательные крестики, на обороте которых по традиции делают надпись «Спаси и сохрани». Святитель Димитрий Ростовский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, Пресвятою Кровью Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием Пресвятого Имени Его».
Не существует каких-либо правил о материале для крестов. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста – отсюда стремление его украсить. Но, безусловно, простые деревянные или металлические крестики ближе по духу ко Кресту Господню. Также нет принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой: важно, чтобы крестик держался прочно.

Крест не должен сниматься, в т.ч. во время мытья и спортивных занятий. Миряне носят нательный (на теле) крестик под одеждой, специально не выставляя его напоказ. В первые века принятия Русью христианства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные показатели христианского крещения». Позже право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епископы, еще позже – и священники.

Священнический нагрудный крест называется наперсным («перси» по-церковнославянски значит «грудь»). Наряду с наперсным, священники носят и нательный крестик. Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание.
Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием. Снять с себя крест или не носить его понималось всегда как богоотступничество. За 2000-летнюю историю христианства многие люди пострадали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя нательный крест. Этот подвиг повторялся и в наше время.

С нательным крестиком связано множество суеверий: потерял крестик – случится беда; потерянный кем-то крестик нельзя поднимать; крестик нельзя дарить, на цепочке нельзя носить и тому подобное. Все они не имеют под собой никаких оснований: можно купить новый крестик, носить подаренный или найденный, освятив его в храме. Те крестики, что продаются в храме, освящаются специальным чином.

← Назад

АКТУАЛЬНОЕ

в галереях:

Начинать спасаться никогда не поздно. Проповедь, 22.03.2023 г.

Пассия: цена нашего спасения. Проповедь, 19.03.2023 г.

Выбор каждого: я человек или животное? Проповедь, 11.03.2023 г.

Постимся или не постимся. Проповедь, 10.03.2023 г.

Великий пост - наша десятина Богу. Проповедь, 08.03.2023 г.

Постятся не только уста, но и руки, ноги, уши, глаза...

Сатанизм, гомосексуализм, эвтаназия... и совесть. Проповедь, 25.02.2023 г.

Стоит ли бежать от войны? Проповедь, 11.02.2023 г.

Учитель 16 веков. Проповедь, 09.02.2023 г.

Чем мы готовы пожертвовать ради Христа? Проповедь, 06.02.2023 г.

Народ, который не познал причин настоящих бедствий, не избежит их и в будущем. Проповедь, 29.01.2023 г.

Израиль по стопам Христа. Проповедь, 28.01.2023 г.

Как в современном мире быть апостолом? Проповедь, 27.01.2023 г.

Крещение Господне на Святой земле, 17-22.01.2023 г.

Готовы ли мы последовать примеру мученицы Татьяны? Проповедь, 25.01.2023 г.

Крещение Господне на Святой Земле. 18.01.2023 г. - 21.01.2023 г.

Война - зло несомненное, а гонения на Церковь - ......?! Проповедь. 14.01.2023 г.

Испытания в Церкви показывают нам, мы истинные христиане или нет. Проповедь, 01.01.2023 г.

Православную Церковь победить невозможно. Проповедь, 17.12.2022 г.

Храмы разрушены, священники убиты... Проповедь, 14.10.2022 г.

Война и любовь. Проповедь, 09.10.2022 г.

Война. Кто виноват: Бог или люди? Проповедь, 08.10.2022 г.