Церковнославянский словарь онлайн

Смирение

Значение слова (словосочетания) смирение. Что такое смирение. Что значит смирение

Смирение – евангельская добродетель, водворяющаяся в человеке действием Божественной благодати.

Раскрыть сущность смирения нелегко. Под смирением часто имеют в виду смиреннословие – преднамеренное унижение себя перед людьми, унижение себя напоказ. Такое унижение не есть смирение, но вид страсти тщеславия. Оно есть лицемерие и человекоугодие. Оно признано святыми душевредным.
Следуя учению православных подвижников, истинное смирение достигается только деланием евангельских заповедей. «Смирение естественно образуется в душе от деятельности по евангельским заповедям», – учит преподобный авва Дорофей.
Но каким образом делание заповедей может привести к смирению? Ведь исполнение заповеди, напротив, может вести человека к чрезмерному удовлетворению собой. Напомним, что евангельские заповеди бесконечно превышают обыкновенные нравственные нормы, достаточные для человеческого общежития. Они – не человеческое учение, а заповеди совершенно святого Бога. Евангельские заповеди являют собой Божественные требования к человеку, заключающиеся в призыве любить Бога всем умом и сердцем, а ближнего как самого себя ( Мк.12:29-31).
Стремясь исполнить Божественные требования, христианский подвижник опытно познает недостаточность своих усилий. По слову св. Игнатия Брянчанинова, он видит, что ежечасно увлекается своими страстями, вопреки своему желанию стремится к действиям, всецело противным заповедям. Стремление исполнить заповеди открывает ему печальное состояние поврежденной грехопадением человеческой природы, обнаруживает его отчуждение от любви к Богу и ближнему. В искренности своего сердца он признает свою греховность, неспособность исполнить предначертанное Богом добро. Саму жизнь свою он рассматривает как непрерывную цепь согрешений и падений, как череду поступков, заслуживающих Божественного наказания. Видение своих грехов рождает в подвижнике надежду только на Божие милосердие, а не на собственные заслуги. Он опытно испытывает потребность в Божественной помощи, просит у Бога силы для освобождения от власти греха. И Бог дает эту благодатную силу, освобождающую от греховных страстей, водворяющую неизреченный мир в человеческой душе.
Отметим, что слово «мир» является корнем слова «смирение» совсем не случайно. Посещающая человеческую душу, Божественная благодать дает ей невыразимые словами безмятежность и тишину, ощущение примирения со всеми, которое свойственно Самому Богу. Это есть мир Божий, превосходящий всякий ум, о котором говорит апостол (Флп.4:7). Это есть Божественное смирение и кротость, которым Бог желает научить всех людей (Мф.11:29). Смирение является непостижимым и невыразимым, поскольку непостижим и невыразим Сам Бог и Его действия в человеческой душе. Смирение слагается из человеческой немощи и Божественной благодати, восполняющей человеческую немощь. В смирении присутствует действие всемогущего Бога, поэтому смирение всегда исполнено невыразимой и непостижимой духовной силы, преображающей человека и все вокруг.

← Назад

АКТУАЛЬНОЕ

в галереях:

Что сделал ближнему своему, то сделал Мне. Проповедь, 18.05.2022 г.

О свободном выборе человека между добром и злом. Проповедь, 07.05.2022 г.

О терпении и страданиях. В праздник Великомученика Георгия Победоносца. Проповедь 06.05.2022 г.

О причащении Святых Христовых Таин. Проповедь, 2 мая 2022 г.

Война. О едином на потребу. Проповедь в Великую субботу, 23.04.2022 г.

Проповедь в день Похвалы Пресвятой Богородицы. 09.04.2022 г.

О спасении души. Проповедь в праздник Благовещения. 07.04.2022 г.

Не в силе Бог, а в правде. Проповедь, 27.03.2022 г.

Церковь и война. Проповедь, 26.03.2022 г.

О неосуждении. Проповедь. 22.03.2022 г.

Проповедь в Мясопусную родительскую субботу. 26.02.2022 г.

Проповедь в праздник трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. 12.02.2022 г.

Проповедь в праздник святителя Иоанна Златоуста. 09.02.2022 г.

Прививка - печать Антихриста или лекарство? Проповедь.