Ветхий Завет
Ветхий Завет (греч. Палайа диатэкэ, лат. Vetus Testamentum) – один из ключевых терминов христианского богословия, употребляющийся в двух основных значениях:
1. «Завет» как особая религиозная реальность. В своей основе данное понятие восходит к области социально-юридического опыта. (В этом значении слав. термин «завет» не вполне точно передает смысл евр. берит – «союз», «договор», «контракт».) Древневосточный обряд заключения договора между двумя сторонами включал в себя принесение жертвы и произнесение проклятия на его нарушителей. При этом договаривающиеся проходят между двумя половинами рассеченной жертвы, навеки скрепляя договор пролитой кровью (см. описания заключения завета Бога с людьми в Библии, – Быт. 15:9-10, 17-18; Иер. 34:18). В память о заключенном союзе ставят камень или сажают дерево, призывая их перед небом быть его свидетелями.
В отличие от вассальных пактов, подразумевающих вынужденное принятие покровительства, подлинный союз – это союз между равными. Он предполагает взаимоуважение и добровольное согласие вступающих в него сторон, что обуславливает нравственную свободу и возможность его расторжения без боязни ответных карательных санкций. Данными условиями определяется и особый характер взаимоотношений Бога и человека в Библии, не имеющий прямых аналогий в других древневосточных религиях, где боги изначально определяют человеку роль раба (слуги), навсегда удерживая за собой важнейшие привилегии, главная из которых – бессмертие. В силу этого союза-завета, являющегося исходной точкой и движущим нервом библейской (и христианской) религии, человек принимает заповеди Бога и творит на земле Его волю, а Бог покровительствует человеку и его «спасает».
Начало такому (не высказанному прямо) завету было положено еще в раю (Сирах 17:5-8, 10), а его нарушением стало грехопадение (см.). Неверности человека противостоит верность Бога, Который прощает свое создание, восстанавливая «вечный» завет через обещание Спасителя (Быт. 3:15). Таким же всемирным характером отличается завет с Ноем и, через него, со всем мирозданием ( Быт. 8:22; 9:9-17). Круг хранителей особого Откровения суживается в завете с Авраамом и его потомками ( Быт. 17:19; 28:4). Синайский Союз определяет окончательный характер Ветхого Завета: Израиль становится «народом Божиим» (Исх. 3:10), которому обещана Ханаанская земля, помощь и покровительство (Исх. 19:5-8). Историческое предназначение Израиля – не только основать на земле «Царство Божие» и проводить в своей жизни начала монотеизма, но также быть воспитующим примером окружающим народам – «светом для язычников» ( Ис. 42:6; Рим. 2:19-20). Вследствие неверности Израиля (Иер. 2:9) древний договор оказывается нарушенным, но открытый Богом замысел союза сохраняется неизменным ( Иер. 31:35-36; 33:20-22). Поэтому будет новый союз в конце времен. За шесть веков до Иисуса Христа пророк Иеремия провозгласил крушение старых национально-политических иллюзий и заключение «нового союза» между Богом и людьми на исключительно духовных началах (Иер 31:31-34).
Члены Кумранской общины (т.н. ессеи) считали себя людьми «нового завета», а христианство с момента возникновения жило верой в то, что ожидания Иеремии осуществились. Старое соглашение, заключенное между Богом и человеком через посредство одного народа, сменилось новым союзом-заветом, заключенным со всеми людьми через вочеловечение и спасительную жертву Сына Божия. Сам Христос на Тайной вечере указал границу между этими двумя уровнями бытия: «Сия есть кровь Моя нового завета» (Мф. 26:28). Поэтому мировая история делится на два периода: эру до и эру после Рождества Христова, или эру «ветхого (старого)» и эру «нового» завета (отсюда употребление термина «ветхий завет» также в хронологическом аспекте – «ветхозаветные времена»).
Постепенное переосмысление идеи союза с равноправного «договора» двух сторон на волеизъявление Бога, определяющего нормы человеческого поведения, привело к тому, что уже в Септуагинте еврейский термин берит передан не эквивалентным ему греч. сюнтэкэ («договор»), но словом диатэкэ («завещание», слав. «завет»). (В латинской Библии ему соответствует термин testamentum, перешедший в западноевроп. языки.) Именно этот смысл вкладывает в него ап. Павел, говоря о «завещании» Господа, данном христианам в «вечное наследие» (Евр. 9:15-16).
2. Сборник книг, составляющих первый раздел христианской Библии (в иудаизме – полная Библия). Название в христианской традиции объясняется его главным содержанием – историей сохранения этого «ветхого» союза-завета до заключения «нового». Термин «Ветхий Завет» в современном «книжном» значении впервые, видимо, употреблен ап. Павлом (2Кор. 3:14).
Христианское осознание непреходящей религиозной значимости Ветхого Завета (на что указывал сам Иисус Христос, – Мф. 5:17-18; Лк. 16:17; 24:44, и др.) выражает классическая формулировка Августина Блаженного: «Novum Testamentum in Vetere latet, Vetus Testamentum in Novo patet», «Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий Завет в Новом раскрывается».
в галереях:
Бог есть любовь. Так почему же люди страдают?
Сказал безумец в сердце своем: "Нет Бога".
Барская карета и телега крестьянина.
Не стоит искать скрытые смыслы в том, где их нет.
Парикмахеров не существует.
Господи, преврати меня в телевизор.
Как хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовой.
Киево-Печерская лавра - как не покрестить козла? Проповедь, 24.03.2023 г.