Ветхий человек
Ветхий человек – распространенное в православной аскетической литературе название совокупности греховных страстных навыков, действующих в человеке после грехопадения.
Ветхим человеком называется извращенное (нижеестественное, противоестественное) состояние человека, то есть состояние человека, следующего греховным страстям.
«Человек, каким он стал по падении, есть ветхий человек» (св. Феофан Затворник). «Ветхий человек совлек с себя человека совершенного и носит одежду царства тьмы, одежду хулы, неверия, небоязненности, тщеславия, гордыни, сребролюбия, похоти, и другие одеяния царства тьмы, нечистые и скверные рубища» (св. Макарий Египетский).
Употребляя словосочетание «ветхий человек», мы указываем, прежде всего, на испорченную грехом человеческую волю. «Человек один, – учит свт. Феофан Затворник. – но то он живет в самоугодии и страстях, то он посвящает себя Богу и всем Богу угождать ревнует. В первом случае он ветхий, во втором – новый человек». По слову блж. Феофилакта Болгарского, ветхий человек не есть человеческое естество само по себе, но страстное расположение человеческой души, ее порочность: «Ветхий наш человек не естество, а лукавое расположение духа». Ветхий человек называется человеком, поскольку греховные навыки настолько срослись с человеческой душой, что стали как бы ее второй природой. Ветхий человек именуется ветхим, поскольку его основное свойство – тление, так как себялюбивая жизнь в страстях, по слову свт. Феофана Затворника, разлагает, истощает и растлевает человеческое естество, ведет к неправильному функционированию и расстройству его сил.
«Ветхий человек то же самое, что устаревшая во грехах жизнь наша, – говорит св. Фотий. – Человеком же апостол называет ее, показывая, что этим обозначается многовековой и неразделимый с человеком навык греховный. Прежде пришествия Господня и устроения нашего в Нем спасения люди так были поглощены грехом, что, по тогдашним порядкам, без любосластной жизни и непотребных дел, и человек не считался человеком. Эту-то жизнь ради того, что соединились с нею, срастворялись и сращенной с собой имели, называет апостол человеком, как такую, которую мы любили как себя, или даже более чем себя».
Понятие ветхого человека было развито апостолом Павлом, призывающим христиан совлечься ветхого человека с его страстными греховными делами (Кол. 3:9), «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Еф. 4:22).
Следуя апостолу, ветхий человек имеет особое греховное тело, которое не подобно телу физическому. Греховное тело ветхого человека состоит из греховных членов, под которыми надо понимать греховные страстные навыки. С этими навыками предстоит борьба христианскому подвижнику, желающему облечься в нового человека.
в галереях:
Бог есть любовь. Так почему же люди страдают?
Сказал безумец в сердце своем: "Нет Бога".
Барская карета и телега крестьянина.
Не стоит искать скрытые смыслы в том, где их нет.
Парикмахеров не существует.
Господи, преврати меня в телевизор.
Как хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовой.
Киево-Печерская лавра - как не покрестить козла? Проповедь, 24.03.2023 г.