Воскресение Христово
Воскресение Христово - это:
Иисус Христос сказал о Себе: «Я есмь воскресение и жизнь» (Иоанн. 11:25). Тем самым Он засвидетельствовал, что воплощение Бога оживило человека и воскресило его поврежденную грехом природу к новой благодатной жизни.
Однако для реальной победы над смертью жизни Богочеловека на Земле было недостаточно. Для реальной победы над смертью понадобились вольные крестные страдания и смерть Иисуса Христа. «Смерть побеждается не явлением Жизни в смертном теле, а вольной смертью Воплотившейся Жизни», – учит прот. Георгий Флоровский. Следуя св. Афанасию, Слово стало плотью, дабы изгнать «тление» из человеческой природы: «Слово облеклось для того в тело, чтобы, обретши смерть в теле, истребить ее».
Смерть Спасителя становится добровольной и свободной Жертвой за все человечество. Если Первый Адам своим непослушанием вызвал смерть в мир, то Второй и Новый Адам – Богочеловек Иисус Христос – показал, что смерть может быть отменена. И это потому, что Новый Адам больше чем простой человек – Он Само Слово Божие. «Он отдает Свою жизнь, но Он властен взять ее назад», – говорит св. Григорий Богослов. «Страдал и подвизался подвигом терпения не человек малозначащий, но вочеловечившийся Бог», – учит св. Кирилл Иерусалимский.
Тело Иисуса Христа умирает, а душа нисходит в ад. Но тело и душа Иисуса Христа соединены с Богом Словом, Второй Ипостасью Святой Троицы. Он обладает душой и телом как единосущный нам по человеческой природе. Но Он же единосущен и Самому Богу, пребывает внутри Нетварной Жизни Триипостасного Божества. В Нем нет человеческой личности, ибо вместо нее Лицо Божества – Божественная Ипостась Слова. Поэтому душа и тело Христа не могут быть совершено разлучены. Они соединяются вновь в воскресшем человеке. «Он умирает, давая жизнь, разрушая Своей смертью смерть. Он погребен, но восстает вновь. Он нисходит во ад, но выводит оттуда души», – говорит св. Григорий Богослов. По слову св. Григория Нисского, когда человеческое естество в Воплотившемся Боге было подвигнуто к разделению души и тела, Он, как нетварный Создатель души и тела, снова «сопряг разделенное, привел расторгнутое в неразрывное единство».
Смерть не властна над воплотившимся Богом: «смерти было невозможно удержать Его» (Деян. 2:24). Как говорит св. Иоанн Златоуст, Он Сам попустил смерти удерживать Себя. «Не надолго оставил Он храм Свой, тело, в мертвенном состоянии, но только показав его мертвым от приражения к нему смерти, немедленно же и воскресил в третий же день, вознося с Собою и знамение победы над смертью, то есть явленное в теле нетление и непричастность страданию, – учит св. Афанасий Великий. – Мог бы Он и в самую минуту смерти воздвигнуть тело и показать его снова живым». «В таинственное “тридневие смерти” нетленное тело Господа преобразуется в тело славы, облекается силою и светом, – говорит Г. Флоровский. – И Господь восстает из мертвых, как Жених исходит от гроба... Это совершается силою Божией, как силою Божией совершится в последний день и всеобщее воскресение. И в воскресении исполняется воплощение как явление Жизни в естестве человеческом».
Воскресение Христово отменяет осуждение смерти. Теперь люди умирают «только на время, по причине смертности тела; наподобие семян, ввергаемый в землю, мы не погибаем разрешаясь, но посеянные воскреснем – потому что смерть упразднена по благодати Спасителя» (св. Афанасий Великий). Следуя св. Иоанну Златоусту, теперь нельзя и сказать, что на предстоит умирать в точном смысле этого слова. «Сила смерти и подлинность смерти – в том, что умерший уже не имеет возможности вернуться к жизни... Если же он после смерти оживет, и притом лучшею жизнию, то это уже не смерть, но успение» (св. Иоанн Златоуст). «И как начало смерти, возникшее в одном, перешло на весь род человеческий, так и начало воскресения через Единого распространяется на все человечество…», – учит св. Григорий Нисский. В Воскресении Христовом воскресает все человечество, все человеческое естество облекается в нетление.
в галереях:
Киево-Печерская лавра - дом Божий или заповедник? Проповедь, 27.03.2023 г.
Киево-Печерская лавра - как не покрестить козла? Проповедь, 24.03.2023 г.
Начинать спасаться никогда не поздно. Проповедь, 22.03.2023 г.
Пассия: цена нашего спасения. Проповедь, 19.03.2023 г.
Выбор каждого: я человек или животное? Проповедь, 11.03.2023 г.
Постимся или не постимся. Проповедь, 10.03.2023 г.
Великий пост - наша десятина Богу. Проповедь, 08.03.2023 г.
Постятся не только уста, но и руки, ноги, уши, глаза...
Сатанизм, гомосексуализм, эвтаназия... и совесть. Проповедь, 25.02.2023 г.
Стоит ли бежать от войны? Проповедь, 11.02.2023 г.
Учитель 16 веков. Проповедь, 09.02.2023 г.
Чем мы готовы пожертвовать ради Христа? Проповедь, 06.02.2023 г.
Народ, который не познал причин настоящих бедствий, не избежит их и в будущем. Проповедь, 29.01.2023 г.
Израиль по стопам Христа. Проповедь, 28.01.2023 г.
Как в современном мире быть апостолом? Проповедь, 27.01.2023 г.
Крещение Господне на Святой земле, 17-22.01.2023 г.
Готовы ли мы последовать примеру мученицы Татьяны? Проповедь, 25.01.2023 г.
Крещение Господне на Святой Земле. 18.01.2023 г. - 21.01.2023 г.
Война - зло несомненное, а гонения на Церковь - ......?! Проповедь. 14.01.2023 г.
Испытания в Церкви показывают нам, мы истинные христиане или нет. Проповедь, 01.01.2023 г.
Православную Церковь победить невозможно. Проповедь, 17.12.2022 г.
Храмы разрушены, священники убиты... Проповедь, 14.10.2022 г.
Война и любовь. Проповедь, 09.10.2022 г.
Война. Кто виноват: Бог или люди? Проповедь, 08.10.2022 г.