Читая ответы, помните, что это лишь советы, которые не являются истиной в последней инстанции.
Роман, дата ответа: 06.10.2014
Батюшка, благословите! Наткнулся на некоторую, на мой взгляд достоверную информацию о том, что брить бороду мужчинам - грех. Привожу цитату: Брадобритие - по православному учению один из серьезных грехов. В старообрядчестве, до сих пор, оно именуется законопреступным. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете (Левит, 19: 27; 2-я Царств, 10: 1; 1-я Паралипоменон, 19: 4); запрещено оно и правилами 6 вселенского собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион) и святоотеческими писаниями (творения святого Епифания Кипрского, святого Кирила Александрийского, блаженного Феодорита, святого Исидора Пилусиота). Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (Никона Черныя Горы, сл. 37; Номоканон, пр. 174). Святые отцы считают, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство внешним обликом, который Творец дал человеку, откуда возникает желание "поправить" Бога. Во время Великой схизмы в 1054 г. патр. константинопольский Михаил Керулларий в послании к патр. антиохийскому Петру обвинял латинян между другими ересями и в том, что они "остризают браду". То же обвинение подтверждает русский преподобный отец Феодосий Печерский в "Слове о вере христианской и латинской". Древняя русская Церковь строго запрещала брадобритие, видя в нем внешний признак ереси, отпадения от православия. Преп. Максим Грек писал (Слово 137): "Аще же прокляти уклоняющиеся от заповедей Божиих яко не слышим во священном песнопении, той же клятве подлежат истребляющие бритвою брады своя". Стоглавый Собор определил: "...не брити брад и усов не постригати; таковыя бо несть православных, но латынская и еретическая предания греческого царя Константина Ковалина; и о сем апостольские и отеческие правила вельми запрещают и отрицают; правило святых апостол гласит: аще кто браду бреет и преставиться тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными бо да причтется, от еретик бо се навыкоша". О том же правило 96 собора в Трулле Полатнем о остризании брад...". В эпоху Смутного времени противление брадобритию, как латинскому обычаю, сильно укрепилось. В русских Потребнике 1639 г. и Служебнике 1647 г. было помещено поучение: "Не брити брад и усов не постригати". В Большом потребнике говорилось так: "Проклинаю богоненавидимаго и блудолюбнаго образа прелесть, душегубительная и помраченная ереси, еже остризати и брити браду" (л. 600 об.). Кирилова книга (гл. 26) и Книга о вере (гл. 28) также называют брадобритие латинской ересьюЛюбые запреты, касающиеся внешнего вида людей и их образа жизни, всегда имели свое обоснование. И когда Ветхий Завет, а потом и постановление Вселенских соборов, и правила Святых Отцов запрещали мужчинам брить бороды, то обосновывали такой запрет понятиями и обычаями своего времени. А в те далекие времена, как мы видим из этих постановлений, на бороду смотрели не просто как на внешний вид мужчины, а как на принадлежность к истинной вере, отличие мужчины от женщины, подчеркивание силы, мужественности, даже какого-то философского склада ума. И вот в силу таких обычаев мужчина без бороды уже воспринимался каким-то еретиком, даже извращенцем, его считали нарушителем обычаев и обрядов предков. И действительно, люди, отпадавшие от веры или обличенные в содомии, на самом деле брили себе бороды. Вот на таком общем фоне, когда обрядовая сторона принимала вероучительный характер, нам становятся понятными запреты на стрижку бороды. Но уже последние 200 лет человеческой жизни борода утратила свое обрядовое значение и принадежности к какой-то вере. И уже подавляющее большинство мужчин в мире, по крайней мере в Европе и Америке, бороды не носят. И это никак не связанно ни с верой, ни с половой ориентацией, просто в XXI веке жить без бороды считается более гигиенично, практично, в какой-то мере культурнее. И поэтому Церковь за отсутствие бороды уже не отлучает от таинств, молитвы, не считает их еретиками. Это и понятно, ведь сама по себе растительность на лице не умаляет и не добавляет благодати Божией. Мы видим много святых на ликах, таких как император Константин, великомученики Дмитрий Солунский, Георгий Победоносец, Пантелеймон Исцелитель, которые были безбородыми, и это не помешало им наследовать Царство Небесное. И мы наблюдаем, что святые, которые жили ближе к нашему времени, уже вообще не поднимали вопрос о бритье бороды, видимо, они считали, что с уходом обрядовости это стало неактуальным в деле спасения.