Вопрос-ответ

Читая ответы, помните, что это лишь советы, которые не являются истиной в последней инстанции.

Вопрос – ответ. Задать вопрос священнику. Отвечает протоиерей Виктор

Вопрос священнику: О гордости и исповеди

Светлана, дата ответа: 27.03.2013

Здравствуйте, отец Виктор!
  1. В последнее время я стала сама собой очень довольна, т.к. (как мне казалось) у меня получалось и молиться, и читать духовную литературу, ни на кого не обижаться, не осуждать и пр.пр. Заметив неладное (так ведь не может быть хорошо на самом деле) попросила в сердце у Господа, чтобы меня кто-нибудь обидел, или сказал мне что-то неприятное...попросила и забыла. А вот в прошлую среду я получила то, что просила. Правда не сразу вспомнила, что просила этого. В общем стала я инициатором пустякового до смешного конфликта, в котором смешно выглядела именно я. Рассказывать долго не буду что и как я переживала, лишь ночью с помощью Божьей только успокоилась, когда призналась честно, что бушует во мне затронутая гордость и самолюбие непомернейшее. Не знаю, наверное сам Господь показал мне что у меня внутри, а внутри я ощутила настоящий клубок жалящих ядом змей - злость, ярость, гнев и пр., и все это питается абсолютно бездонным морем моей же гордости...В общем мне стало так страшно, я себя ощутила словно на краю провальной пропасти. На исповеди не была еще, с ребенком это трудно, но надеюсь в субботу попасть. И теперь, собственно говоря вопрос. Как же с этим бездонным морем бороться? Пока никто не трогает, не задевает все тихо, спокойно в душе, вроде как не с чем бороться. Может стоит борьбу с гордостью так и вести, напрашиваясь на оскорбления, замечания и пр.пр...ведь внутри такой мрак! Поначалу руки опустились у меня, но потом и сейчас я обрадовалась, что так все вышло, без этого конфликта я не увидела бы Что во мне на самом деле столько..и слово не подберу - грязи, желчи..короче говоря настоящей мерзости!!!! Помогите советом, пожалуйста! И помолитесь обо мне, грешной!
  2. Той же ночью, когда во мне бушевала настоящая война, произошел внутри такой диалог - "Надо обязательно идти на исповедь, покаяться во всем, что произошло, что женщину обидела!" - "Нельзя идти на исповедь, ведь раскаяния нет, исповедь будет не от чистого сердца" - "А как сердце может быть чистое, если оно все в грязи залеплено! Вот надо идти и очищать!" Скажите, отец Виктор, за этот описанный мной конфликт я очень сильно сожалею и раскаиваюсь, но вот когда действительно нет истинного раскаяния, есть ли смысл исповедоваться? К примеру, я до сих пор не понимаю смысл молитв перед и после еды, т.е. смысл понимаю, но когда их читаю, ну совсем никакого отклика в сердце нет, как пустой звук, и не знаю что с этим делать. И когда на исповеди говорю - не молюсь перед и после принятия пищи, вот искреннего покаяния за это не чувствую. Все равно на исповеди говорить это? Вопросы получились как всегда объемные, простите за это, никак не получается писать кратко! Искренне благодарю Вас за ответы!!!

Отвечает протоиерей Виктор Гузенко

  1. Напрашиваться не надо, ибо этим вы провоцируете другого человека на грех. Т. е. служите соблазну, что очень осуждает Евангелие. К тому же в жизни и так достаточно случаев, когда задевается наша гордость, а когда нас не трогают, мы сами находим поводы собой погордиться (я умная, красивая, талантливая...). Знаете, в машине есть такая педаль, которая называется тормоз. И нам следует вовремя тормозить, когда приходит мысль чем-то погордиться. Чтобы даже такая мысль не приходила, надо сравнивать себя не с худшими (по нашему мнению) людьми, а с заведомо лучшими нас, особенно со святыми угодниками Божьими. Если апостол Павел называл себя извергом, если пророк Давид говорил, что он червь, а не человек, то куда нам грешным еще чем-то гордиться? И помните слова Библии: "Грешным Бог противится, а смиренным посылает благодать".
  2. В наши отношениях с Богом ключевым моментом является искренность. Мы должны понимать, что формализм и лицемерие в отношениях с Богом не пройдут. Но если ваша совесть соглашается с тем, что многие ваши слова на исповеди звучат как бы формально, то это свидетельствует о том, что, тем не менее, исповедуемый вами грех вас тревожит и вы хотите от него избавиться. Поэтому называйте на исповеди грехи, говорите при этом, что, признавая их, вы некоторые грехи видите, но возненавидеть их еще пока не в силах. И поэтому просите у Бога прощение, чтобы это видение переросло в ненависть ко греху и желание от него избавиться. Святые отцы учат, что даже если одни и те же грехи вновь повторять, тем не менее, исповедовать их надо, этим мы как бы расшатываем пень, который потом легче выдрать.
← Назад