Читая ответы, помните, что это лишь советы, которые не являются истиной в последней инстанции.
Вера, дата ответа: 26.07.2014
Здравствуйте батюшка! Хочу задать вам один вопрос,заранее прошу прощения за то ,что ,он будет длинным,но хочется расставить все точки над "и",как говорится. Вопрос у меня такой,почему девушке и женщине нельзя исповедоваться и причащаться во время месячных? Есть очень много мнений священников на этот счет,что я совсем запуталась,кто же в самом деле прав,как в самом деле обстоит дело с так называемой женской нечистотой. А мнения такие: 1.Женщина не может участвовать в церковных Таинствах во время месячных так как,она совершила первородный грех,то есть Ева,и за это несет на себе бремя месячных. Но разве Адам не согрешил?Я считаю ,что Адам такой же ослушник Бога как и Ева,тем более что,Адам был создан первым и он знал Бога ближе ,чем Ева и именно он должен был не отходить от нее ни на шаг,но он оставил неопытную Еву наедине со змием.Тем более, женщина уже наказана Богом скорбями перечисленными в Библии(тяжесть беременности,мучительные роды,главенство мужа над женой,да и еще многие женщины просто обязаны нести на себе бремя Адама,зарабатывать хлеб в поте лица,если к примеру жена потеряла мужа,иначе ей не прожить). 2.Каждая девушка и женщина несет ответственность(грех) во время месячных за несостоявшуюся беременность,поэтому ей нельзя участвовать в церковных Таинствах.Если взять этот аргумент,то как же слова о том ,что каждое зачатие ,происходит по воле Божией,по великому промыслу Божию?А тут выходит ,что именно женщина, а не Бог решает ,когда произойдет зачатие.И еще один момент,если женщина несет ответственность за несостоявшуюся беременность во время месячных,а они начинаются у девочек в 11-12 лет,то чтобы избежать греха несостоявшейся беременности и пропавших яйцеклеток,то нужно узаконить педофилию,чтобы девочки рожали с 11 лет и до наступления менопаузы. 3.Женщина нечиста во время месячных и телом и душой.Вопрос ,почему не чиста душой?Ведь женщина страдает помимо своей воли.Это физиология,для того ,чтобы женщина могла родить здорового ребенка.Если у девушки и женщины регулярно бывают месячные ,это говорит о их здоровье и о том, что у женщины всё в порядке с репродуктивной системой и она может рожать детей,а отсутствие месячных,чаще всего говорит о болезни или бесплодии женщины.Но, если взять аргумент о том, что она не совсем чиста душой в этом состоянии(хотя не понятно почему),то получается что ПРЕМИЛОСЕРДНЫЙ Бог скорее оттолкнет от себя девочку и женщину в таком состоянии,чем даст ей благодати от церковных Таинств.То же самое и о телесной нечистоте,хотя есть отличные современные средства ,чтобы защититься от возможности испачкаться кровью. 4.Для женщины существует Ветхий завет,пока у нее есть месячные.Но разве Бог проповедовал Новый завет только для мужчин?О том ,что никакая материальная нечистота не может осквернить души человека,но только духовная нечистота может осквернить. 5.Воздержания во время месячных от церковных Таинств нужно для смирения женщины.А для мужчины оно не нужно?Сейчас очень часто приходится слышать что,смирение это женское качество,а не мужское,мужчины по природе более эгоистичны и поэтому женщина должна смирятся во всем.То есть получается, что нужно лелеять мужской эгоизм всё больше,потому что мужчины после грехопадения более склонны к эгоизму и не смирению? 6.В храме ни должно быть крови,кроме крови Спасителя,потому что в Ветхом завете люди приносили Богу кровную жертву и в Ветхом завете было море крови,а в Новом завете мы должны приносить Богу бескровную жертву,поэтому во время месячных женщине нельзя в храм и участвовать в церковных Таинствах.Но разве месячные это принесение жертвы женщиной Богу?Это физиология,страдание помимо воли. 7.Существуют мнения святых отцов ,о том ,что женщине нельзя жить церковной жизнью в этом состоянии,но почему то забываются слова других святых отцов о том, что нельзя женщине ставить в вину то, что происходит помимо ее воли и так же нельзя запрещать ей участвовать в Таинстве Причащения.К примеру слова Святителя Григория Двоеслова:"Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню? … И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества… Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие". И так, все выше перечисленные аргументы,мне кажутся совершенно несерьезными ,а какими то языческими,так как язычники верят, что женщина во время месячных не может прикасаться к урожаю,потому что он испортится и тому подобное,и поэтому стараются держаться от женщины в этом состоянии подальше. Так почему же женщине нельзя участвовать в церковных Таинствах в этом состоянии и почему у всех священников разные мнения на этот счет?Канонами Церкви во время так называемой женской нечистоты запрещено ТОЛЬКО причастие. На участие в других таинствах и посещение храма канонического запрета нет. Т. е. даже чисто по физиологии женщина может приступать к таинствам каждые 3 из 4-х воскресений. Разве этого недостаточно желающим часто причащаться, или просто хочется поговорить, подискутировать? К тому же, ради страха смертного, каноны разрешают причащаться и в эти (нечистые) дни, что тоже разумно. И еще, запрет на причастие в книге правил написан святителем Антонием Антиохийским, но это не есть соборное постановление, а частное мнение, хотя и святого отца. На Соборах такие вопросы вообще не поднимались. Вы сами приводите мнение другого святого отца Григория Двоеслова по этому вопросу, который в конце концов на усмотрение женщины предоставляет ей выбор о причастии в эти дни. Но все-таки считает, что более благочестивая женщина воздерживается от этого. Таким образом, я думаю, вы получили краткий ответ на свой обширный вопрос.